{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Надёжный тыл рыбацкого флота

19 августа 2020 09:10

Когда рыбацкий флот Камчатки показывает высокие уловы, мы справедливо считаем это заслугой экипажей. Однако у судна есть не только морская, но и сухопутная команда. Работники береговых флотских служб не ходят в рейсы, а кители им заменяет роба – но они тоже люди моря, от которых зависит успех на промысле.

Магистр судоремонта

Максим Китайгора – судоремонтник во втором поколении. Его отец Владимир Ильич Китайгора приехал сюда из Владивостока после окончания «мореходки» и начал трудовой путь на Петропавловск-Камчатском судоремонтно-механическом заводе, а спустя годы перешёл на Базу технического обслуживания Океанрыбфлота (БТО), где стал главным технологом.

В юности Максим ремонтировал машины, постигая тонкости механики. Когда наступило время выбирать профессию – по совету отца устроился на БТО, поступил в бригаду дизелистов. Пришёл, попробовал, стало получаться. Доработал до четвёртого разряда. Попутно заочно окончил Петропавловск-Камчатское высшее инженерное морское училище. Поступил на должность мастера, и вот уже второй год – старший мастер слесарно-сборочного участка, где ремонтируют главные и вспомогательные двигатели, судовые механизмы, насосы, рефоборудование.

Самые горячие дни начинаются, когда все 13 больших траулеров Океанрыбфлота возвращаются с путины или начинают подготовку к очередному сезону промысла. Их обслуживание на БТО давно отлажено и работает как часы. Но всё же судоремонт – не конвейер и не рутина, а процесс вполне живой и творческий, который не загонишь в чёткий распорядок. Здесь бывают срочные, авральные работы, ночные смены, командировки в море.

«На флоте во время рейсов нередко случаются поломки. Недавно нашу бригаду отправляли в район промысла, чтобы устранить неисправность на судне. Сначала доставили на побережье, вечером по приливу посадили на МРС, а потом ещё пришлось сменить пять пароходов, чтобы попасть на нужное судно. Отработали пять дней с утра до вечера. Всё починили, выручили экипаж», – вспоминает Максим Китайгора.

В его подчинении – 20 человек. Как мастер участка он несёт ответственность за их жизнь и здоровье. Его обязанность – каждое утро проверять рабочие места на соответствие технике безопасности: и в цеху, и на судне, где предстоит выполнять ремонтные работы. А в последние месяцы к типичным производственным рискам добавился коронавирус. Надо следить, чтобы все рабочие были обеспечены масками и перчатками.

«Нам приходится бывать на судах и контактировать с экипажами, которые вернулись из рейсов. Есть угроза подхватить болезнь, если ты не защищён. С апреля по нескольку раз в день нам выдают маски, перчатки. Конечно, работать в них тяжело, они сползают, рвутся. Но обязанность использовать индивидуальные средства защиты ни с кого не сняли. В результате сберегли своих работников, весной без потерь полностью провели ремонтную программу на флоте, когда завершилась Охотоморская путина», – говорит собеседник.

Лето на БТО – межсезонье. Суда Океанрыбфлота – в море на различных видах промысла, на приёмке красной рыбы. В такие периоды на БТО не сидят без дела, а берут заказы от других компаний. Сейчас здесь на обслуживании судно Камчаттралфлота «Атлант». Это современный добытчик, построенный в Норвегии в 2003 году. По словам Максима Китайгоры, с таким типом флота на базе раньше не работали, кое-что было в новинку, но освоились. Судоремонт – такая наука, которая каждый день чему-то учит.

За штурвалом предприятия

Заместитель директора БТО Константин Токарев – представитель нового поколения профессионалов, которые пришли работать в Океанрыбфлот в 2000-х годах.

Родился на Камчатке. В 1997 году поступил в высшее инженерное морское училище, учился на судоводителя. Первая морская практика – на «Палладе». Получив диплом, устроился в одну из местных рыболовецких компаний. Начинал матросом, дослужился до третьего помощника капитана. Но дальше пришлось отказаться от морской карьеры: стали задерживать зарплату. Константин решил искать вакансию на берегу. И – удача: его пригласили в головной офис Океанрыбфлота работать с информационными системами. Здесь Константин нашёл свое новое призвание, в том числе – благодаря тогдашнему начальнику отдела связи предприятия Вячеславу Фадееву. Именно Вячеслав Валентинович, заметив молодого и перспективного специалиста, рекомендовал ему перейти в БТО в качестве программиста с условием, что тот пойдёт учиться эксплуатации судового радиооборудования. Константин Токарев условие выполнил, получил заочно ещё одно образование. Стал старшим мастером радиоучастка.

На БТО он работает уже почти 13 лет, из них последние два года – заместителем директора. Сейчас пробует себя в роли и. о. директора, так как директор Владимир Анатольевич Фролов уехал в командировку. Признаётся, что бывает тяжело, но руководство Океанрыбфлота оказывает поддержку, не оставляет один на один с проблемами.

«Перед нами была поставлена задача повышать конкурентоспособность по всем направлениям судоремонта. Но мы идём уже дальше: наших специалистов всё чаще приглашают выполнять работы на береговых рыбоперерабатывающих заводах. Недавно поступил очередной заказ на модернизацию завода в Караге», – говорит Константин.

На БТО жизнь не стоит на месте: здесь постоянно рождаются новые проекты, идеи. Правда, коронавирус сдвинул некоторые планы на более поздний срок – но это временные трудности.

«В этом году совместно с приезжими специалистами успешно модернизировали один из наших портальных кранов. В результате повысилась плавность хода, управление стало более удобным, а рабочее место крановщика – более комфортным. Рычаги заменили на джойстики. Появилась система видеонаблюдения: теперь оператор крана на мониторе видит в деталях процесс погрузки. Автоматика сигнализирует о превышении допустимой грузоподъёмности, показывает скорость ветра. Всё это призвано снизить аварийность. Скоро проведём модернизацию второго крана», – рассказывает собеседник.

Ещё из близких перспектив – завершение подготовки к работе нового цеха, который будет включать в себя механический и деревоучасток, технологическое обслуживание, а также модернизация электромонтажного цеха, благоустройство территории. Как только «антивирусные» ограничения в стране будут сняты или хотя бы ослаблены, на БТО закипит работа по воплощению этих замыслов в жизнь. И, конечно, возобновятся дополнительное обучение и повышение квалификации специалистов предприятия, что поставлено на регулярную основу. Пока процесс затормозился из-за пандемии, а дистанционное обучение – не совсем подходящий вариант (когда работаешь с железом, надо его чувствовать руками).

Когда-то Константин Токарев хотел стать капитаном. И хотя ему не довелось «капитанить» на рыбацком судне, но предприятие, которым он руководит сегодня, можно сравнить с кораблём, а его коллектив – с верным экипажем. Сегодня База технического обслуживания – одно из важнейших звеньев главной отрасли Камчатки. Когда Камчатский край рапортует о высоких морских уловах, в том есть заслуга и работников БТО. Их труд делает наш рыбацкий флот надёжным, а промысел – бесперебойным.

Справка

База технического обслуживания Океанрыбфлота находится на ул. Озерновская коса, на территории, где когда-то располагался Петропавловск-Камчатский судоремонтно-механический завод.

Сегодня БТО – это четыре действующих цеха и один недавно приобретённый цех, который готовится к работе. Здесь трудятся 140 человек. БТО на 90 процентов обеспечивает ремонтом и обслуживанием суда Океанрыбфлота, выполняя практически все судоремонтные работы, кроме доковых. Также предприятие оказывает услуги по обслуживанию, ремонту, испытанию различного судового оборудования, систем пожарной сигнализации, занимается изготовлением и освидетельствованием трапов. В структуре базы есть крановое хозяйство, два причала и оградительный мол.

фото: rybak.kam-kray.ru

Источник: Рыбак Камчатки
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>