Находкинский СРЗ одновременно строит 22 краболова
В текущем году на рейд морского порта Находка вышел краболов «Капитан Хазан». На нем в ходе заводских испытаний провели проверку работы судовых систем и механизмов, ходовых характеристик, систем автоматики, связи и радионавигации. Такие новости теперь будут приходить из Находки регулярно, поскольку это только первое судно из серии восьми краболовов проекта CCa5712LS, которую строит Находкинский судоремонтный завод. Мало того, в минувшем году на предприятии была заложена еще одна партия краболовов – сразу 14 единиц.
В масштабную программу строительства краболовных судов Находка включилась по итогам крабовых аукционов, которые были проведены в октябре 2019-го. Напомним, что на этих аукционах произошло перераспределение квот на добычу краба. Победители получили не только право вести промысел в определенных районах, но и нагрузку в виде обязательства построить энное количество краболовных судов на российских заводах. То есть это были те самые «квоты под киль», механизм которых был уже отработан на траулерах.
Находкинский судоремонтный завод подписал в 2020 году контракт с промысловой группой компанией «Антей» на строительство шести краболовов (две тройки). Суда поделят между собой две фирмы, входящие в общий холдинг: «Антей Север» и «Алестар». Плюс еще два аналогичных судна заказала «Тихоокеанская рыбопромышленная компания». Закладка всех восьми килей произошла одновременно – 2 июня. Старт строительству дал вице-премьер России, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Времена были коронавирусные, поэтому на церемонии он присутствовал в онлайн-формате.
Событие это для завода стало эпохальным.
Конечно, судостроительные компетенции у НСРЗ были и ранее, предприятие начало строить суда еще в 1970-е годы. В их числе, например, известная серия пассажирских катеров прибрежного плавания типа «Находкинский рабочий». Однако после девяностых годов судостроительная тематика на заводе почти заглохла. Возрождаться она начала с двух судов понтонного типа «Катя» и «Степан» грузоподъемностью 2000 т, предназначенных для строительства моста на остров Русский во Владивостоке. Построены они были в 2010 году. Пару лет спустя был сдан 70-метровый плавпричал для «Восточного нефтехимического терминала», а также самоходная баржа «Гранд-555». В 2014 году предприятие спустило на воду танкер «РН Сахалин» проекта 00211 дедвейтом 3100 тонн – этот заказ был передан в Находку с дальневосточного завода «Звезда», у которого уже не хватало мощностей под его реализацию.
Но теперь НСРЗ по факту превратился в одного из ключевых участников государственного проекта по созданию отечественного краболовного флота. Завод получил хорошее финансирование и по-настоящему преобразился.
«С помощью инструментов господдержки мы провели модернизацию производственных мощностей, закупили новое оборудование, построили общежития для сотрудников, сделали ремонт в цехах. Сейчас на строительстве краболовных судов задействовано около 600 человек», – рассказывал в 2023 году на закладке одного из краболовов директор по судостроению АО «НСРЗ» Владимир Наумчак.
Проект CCa5712LS был разработан компанией «Дамен Инжиниринг Санкт-Петербург». Он представляет собой краболов-живовоз неограниченного района плавания. Промысел будет вестись с помощью конусных ловушек, добытый краб сможет храниться в изолированных цистернах с системой жизнеобеспечения – RSW-танках. Они заполняются охлажденной забортной водой, воспроизводя естественную среду обитания краба. Охлаждение (до двух градусов по Цельсию) и очистка воды ведется с помощью системы Everflo. Таких танков на борту предусмотрено 9 единиц общим объемом 680 кубических метров, что позволит перевозить до 120 тонн живого краба.
Основные характеристики краболова проекта CCa5712LS: |
|
Длина |
57,7 м |
Ширина |
12,6 м |
Осадка |
4,84 м |
Дедвейт |
950 т |
Ледовый класс |
Ice2 |
Площадь кормовой рабочей палубы |
140 кв. м |
Мощность главного двигателя |
1600 кВт |
Мощность носового подруливающего устройства |
400 кВт |
Скорость |
12,6 узл. |
Экипаж |
24 чел. |
Все восемь судов уже имеют свое название: «Капитан», «Капитан Хазан», «Дмитрий Коноплев», «Мыс Наварин», «Бухта Натальи», «Залив Шелехова», «Бухта Ольга» и «Карагинский залив». Перечисление идет в порядке возрастания строительных номеров.
Уже осенью 2022 года первая тройка судов была спущена на воду. Вторую тройку завод спустил на воду в конце 2023 года. К этому моменту количество строящихся на НСРЗ краболовов уже выросло до 22 единиц, благодаря новому заказу.
«Благодарю всех заводчан, которые принимают участие в строительстве такой большой серии судов. Ни для кого не секрет, что для НСРЗ это первый такой опыт, ранее подобные суда никогда не строились, не только на нашем заводе, но и в России. Несмотря на трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, я уверен, что мы выполним поставленные перед нами задачи», – заявил на спуске финального судна второй тройки «Бухта Наталья» генеральный директор завода Сергей Старовойтов.
Трудности, которые тут имеются в виду, явно связаны с необходимостью искать новых поставщиков для оборудования после введения масштабных западных санкций. Ситуация для отрасли понятная и, к сожалению, неуникальная. При этом в контракте прописан срок сдачи первой серии краболовов заказчику до 30 сентября 2024 года.
Что касается нового заказа, то он оказался еще масштабнее предыдущего – в июне прошлого года стартовало строительство дополнительных 14 судов. Их тоже решили заложить в один день. Большая часть из них – краболовы все того же проекта CCa5712LS, плюс несколько экземпляров нового проекта CCLC600 от конструкторского бюро «Петробалт».
Основные характеристики краболова проекта CCLC600: |
|
Длина габаритная |
56 м |
Ширина габаритная |
ок. 13,5 м |
Осадка |
4,5 м |
Дедвейт |
950 т |
Ледовый класс |
Ice2 |
Мощность ВРК |
2х850 кВт |
Мощность подруливающего устройства |
200 кВт |
Мощность ГДГ |
2х1152, 1х768 кВт |
Скорость |
ок. 12 узл. |
Экипаж |
24 чел. |
На новом типе судов тоже предусмотрены RSW-танки, объем цистерн составляет 660 кубометров.
Блиц-интервью с главой Находкинского судоремонтного завода Сергеем Старовойтовым:
Как идут дела с первой тройкой краболовов из предыдущей серии? Когда планируется передача заказчику?
— На заказе № 030 («Капитан Хазан») проводятся ходовые испытания. На заказах №№ 029 и 031 («Капитан» и «Дмитрий Коноплев») выполняются трубопроводные работы, электромонтажные работы, слесарно-монтажные работы, монтаж оборудования, окрасочные работы, изоляционные работы, работы по обстройке помещений, работы по монтажу дельных вещей и судовых устройств.
По тому же проекту CCa5712LS строят сейчас суда еще несколько верфей. В частности, Онежский завод и «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске. Следите ли вы за их работой? Обмениваетесь ли опытом?
— Да, мы следим за их работой и общаемся, но опытом не обмениваемся, так как у нас строятся краболовы с кработанками, а, например, на Онежском заводе строятся краболовы с чанами для хранения и перевозки краба в живом виде.
Повлияли ли санкционные проблемы последних лет на работу по оснащению краболовов оборудованием?
— Да, конечно повлияли, и мы вынуждены перепроектировать 7-й и 8-й краболовы под оборудование из дружественных стран, в частности из Китая.
В предыдущие годы российские рыбаки часто предпочитали уходить на ремонт в Китай и Корею. Изменилась ли сейчас ситуация?
— В России, в основном, ремонтируются малотоннажные рыбопромысловые суда, в то время как в сегментах транспортных, средне- и крупнотоннажных судов услугами российских поставщиков пользуется менее половины, остальные судовладельцы уходят на ремонт в Южную Корею (75%), Китай (17%) и Японию (8%). Мы предлагаем работать по принципу инвестиционных квот – где ловим там и строим, только применить это для судоремонта – где ловим, там и ремонтируем.
Есть ли на предприятии кадровый дефицит?
— Наш завод, как и всегда, готов принимать на работу новых сотрудников, в том числе молодых специалистов. Для работников рабочих специальностей предусмотрено бесплатное горячее питание, им бесплатно выдается спецодежда. Действует программа наставничества для молодых специалистов. Предусмотрена возможность повышения квалификации на производстве. Кроме того, Находкинский судоремонтный завод тесно взаимодействует с центром занятости населения не только по вопросу трудоустройства безработных граждан, но и по обучению рабочим профессиям ищущих работу граждан, предоставляя места прохождения практики. Работаем совместно с учебными заведениями. Экскурсии на постоянной основе для студентов и школьников позволяют увидеть работу предприятия изнутри и познакомиться с трудовым коллективом и традициями. Внедрение этих программ не покрывает всей потребности завода в квалифицированных кадрах, но позволяет частично удовлетворить потребность производства в грамотных кадрах.