Находящиеся в ведении "Нацрыбресурса" причалы продолжают ветшать!
Осмотр выявил просадку грунта, повреждения шпунтовой стенки и другие проблемы гидротехнических сооружений.
Доклад московских контролеров
Интересный документ прислали в Мурманский морской рыбный порт из местного филиала ФГУП «Нацрыбресурс». Это справка о состоянии причалов порта, составленная по итогам их осмотра представителями центрального офиса ФГУП. Выводы московские специалисты сделали неутешительные, как по экологической составляющей, так и по эксплуатации. По первому основанию: причалы захламлены мусором, есть следы пролива нефтепродуктов, обнаружена «бесхозяйная» труба, через которую осуществляется сброс рыбных отходов. По второму основанию всё еще хуже, особенно в Северном грузовом районе. Приведем несколько цитат: «на причале №0 отсутствует колесоотбойный брус», «причалы №5-7, причалы 8-11 – локальные просадки грунта», «причал 12 – образовался провал из-за нарушения грунтонепроницаемости шпунтовой стенки», «причал 13 – локальные просадки грунта, в шпунтовой стенке обнаружены повреждения», «на причалах 17-19 – локальное продавливание плит покрытия».
По Южному грузовому району ситуация немногим лучше: «причал 45 – сняты плиты покрытия», «на причалах 44-42 имеются просадки грунта в стыках плит покрытия, [которые] имеют характер объемности по глубине и ширине».
В общем-то, никакой Америки московские контролеры не открыли. То, что причалы порта находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, более того, эксплуатацию многих из них надо прекращать, известно давно. Причины тоже понятны: несмотря на то, что Мурманский морской порт после акционирования оставался в госсобственности, никаких средств из федерального бюджета на реконструкцию причалов не выделялось. А тех денег, что порт получал в рамках доверительного управления причалами, не хватало на ремонт всех гидротехнических сооружений.
Государство могло заработать на концессии, но…
В 2016 году, после приватизации рыбного порта, по поручению нового руководства ММРП было проведено обследование всех причалов, находящихся в доверительном управлении, а также дана оценка стоимости их ремонта. Выяснилось, что износ гидротехнических сооружений составляет от 13 до 38 %. А на капитальный ремонт понадобится 6,62 млрд рублей. К примеру, ремонт причала №39 потребовал бы 463 млн, №44 – 381 млн, а №24 – 206 млн. Именно поэтому Мурманский морской рыбный порт разработал в 2017 году проект концессии – государственно-частного партнерства по причалам, чтобы иметь возможность вкладываться в их капремонт и реконструкцию. Согласно проекту, АО «ММРП» в период концессии должно было инвестировать в причалы свыше 9,6 млрд рублей. Еще 0,76 млрд составила бы общая сумма ежегодных платежей порта государству, как концеденту.
Увы, проект, получивший предварительное одобрение со стороны Минэкономразвития, был проигнорирован Росимуществом. Это ведомство досрочно расторгло договор доверительного управления с ММРП, а причалы рыбного порта были по инициативе Росрыболовства переданы ФГУП «Нацрыбресурс». Последствия такого непродуманного решения известны: «Нацрыбресурс», не имея желания тратить средства на ремонт, поспешил сдать в аренду третьим лицам причалы Южного грузового района, где и происходит основная выгрузка промысловых судов. Причем без сохранения рыбной специализации причалов. Такое вот государственный подход… Или, возможно, банальное желание вести жизнь рантье, получающего доход со сдачи в аренду госимущества без какого-либо желания нести за это имущество ответственность!
КСТАТИ
Состояние государственных причалов, находящихся на балансе «Нацрыбресурса», не является тайной и для государства. Напомним, в декабре 2018 года Первомайский суд г. Мурманска вынес решение по иску прокуратуры к ФГУП и обязал «Нацрыбресурс» капитально отремонтировать причалы № 9 – 11, чей износ составляет более 30%.
Фото Виталия НОВИКОВА.
Источник: АО "Мурманский морской рыбный порт"