Норвежские технологии – дальневосточной рыбе
На минувшей неделе в Петропавловске-Камчатском прошла деловая встреча представителей четырех норвежских компаний с камчатскими рыбопромышленниками. Норвежская делегация посетила полуостров по линии работы Норвежско-Российской торговой палаты (НРТП).
НРТП была создана в 2003 году представителями норвежских и российских деловых кругов и с тех пор год за годом расширяет свое сотрудничество с территориальными торгово-промышленными палатами России. Таким образом умножаются контакты двух рыбопромышленных стран, сотрудничество которых вполне естественно, причем не только в сфере рыбного хозяйства.
На этот раз норвежцы приехали на Камчатку для того, чтобы во время личного общения с рыбопромышленниками еще раз презентовать свои технологии проектирования и строительства судов, палубного оборудования, разнообразных снастей для промысла, машин и аппаратов для переработки рыбы, логистики и сборки линий и целых перерабатывающих производств.
Делегация состояла из представителей морского кластера, расположенного в норвежском регионе Мёре с центром в городе Олесунн. Этот норвежский кластер создан в 2018 году и состоит из 13 проектных бюро, 14 судостроительных верфей, 169 поставщиков судового оборудования и 20 судоходных компаний, научно-исследовательских и учебных заведений. Фактически компании, входящие в кластер, способны спроектировать, построить и оснастить любое рыболовное судно по индивидуальному запросу заказчика и даже отслеживать при необходимости его дальнейшую работу.
Самое интересное, что, создавая такой кластер, норвежцы сразу ориентировали его на работу с Россией. Сфера интересов – судоремонт, модернизация и обновление российского флота рыбной отрасли. Внутри кластера создана конкурентная среда – например, работают сразу несколько компаний, оснащающих суда палубным оборудованием. Создана и среда для взаимодействия: компании, собирающие линии переработки, обязательно включат в них узлы и механизмы, производимые другими фирмами, работающими в кластере. Многие из торговых марок кластера давно знакомы Камчатке.
«Брейвик» – это машины для производства рыбного филе, обезглавливающие и шкуросъемные механизмы, разработка и производство новых моделей оборудования, в том числе максимально компьютеризированного. А также ремонт и модернизация ранее выпущенных моделей филетировочных машин.
«МакГрегор» – это палубное оборудование для перемещения грузов (стрелы, лебедки и т. д.).
МММ First Process – сборка и логистика линий переработки и заморозки рыбы, автоматизация этих процессов и гарантия высокого качества продукции на выходе.
«Мустад» – системы глубоководного ярусного лова. Более 50 ярусоловов в России используют именно ярусы этой компании, признавая оборудование оптимальным и надежным.
«Моренот» – это снасти для рыбодобычи. Системы ярусного лова и кошельковые неводы, которые столь актуальны сегодня для российского Дальнего Востока, куда вернулась сардина иваси. Ее промысел снова диктует нам необходимость применения кошельковых неводов и умения с ними работать. Здесь норвежский опыт трудно переоценить: норвежские компании не только поставляют нам сами снасти, но и учат наших промысловиков новому (хорошо забытому старому) способу добычи сардины.
«Оптимар» – это комплексные технологические решения для создания судовых и береговых фабрик по переработке рыбы. Многие камчатские предприятия рыбной отрасли используют проекты перерабатывающих производств именно от этой компании.
И, наконец, компания Rolls-Royce Marine AS представляла на встрече производимые судовые двигатели и палубное оборудование для промысла и погрузочных работ, которое, по уверениям представителей компании, наилучшим образом удовлетворяет запросы промысловых экипажей.
Надо сказать, что встреча норвежских специалистов с камчатскими носила вовсе не чисто формальный характер. Беседовать, несмотря на языковой барьер, было весьма интересно, тем более что качество предлагаемой продукции и технологий давно зарекомендовало себя у наших рыбаков. На свете нет ничего безупречного, и, по словам представителей нашей рыбной отрасли, даже норвежское оборудование иногда ломается или не выдерживает нагрузки в пиковые моменты промысла или переработки сырца. Но норвежские компании всегда готовы принимать информацию о таких случаях и совершенствовать свое производство. Сами представители норвежской стороны постоянно повторяли о том, что предлагаемые ими механизмы, что называется «заточены» на работу в самых суровых условиях и с максимальной нагрузкой.
Безусловно, подобные встречи интересны обеим сторонам, потому что сотрудничество Норвегии и России в рыбной отрасли насчитывает десятилетия. Сейчас компания «Океанрыбфлот» ведет строительство современных судов на турецкой судоверфи по норвежским проектам. Рыболовецкий колхоз им. Ленина заканчивает на ПСЗ «Янтарь» строительство трех траулеров-сейнеров SK-3101R, проект которых разработан норвежской компанией Skipskompetanse AS. В составе каждой второй производительной линии на камчатских береговых фабриках обязательно есть норвежское оборудование. Кроме того, опыт работы норвежского морского кластера тоже может быть нам полезен.