Новый амбициозный проект Норебо
Совсем недавно, в середине декабря мы узнали о приобретении группой Норебо Петропавловск-Камчатского судоремонтного завода (ПСРЗ), а в начале нового года пришли сообщения из Исландии о приобретении группой еще одного «непрофильного» актива.
Мурманской компанией были приобретены 54,5% акций исландской компании «Vélfag», производителя оборудования для переработки рыбы, как сообщают исландские и международные СМИ.
На протяжении многих лет исландская компания получала награды за свои инновационные машины для обезглавливания, филетирования и обесшкуривания рыбы, которые широко используются как на траулерах, так и на береговых перерабатывающих предприятиях.
Олёф Эр Ларусдоттир и Бьярми Сигургардарссон основали компанию Vélfag в 1995 году, сначала занимаясь обслуживанием и ремонтом оборудования, а затем приступили к разработке и производству собственной линейки машин. На протяжении многих лет они вкладывали много усилий в разработку, которые окупилась, поскольку к оборудованию Véfag проявился большой интерес как на внутреннем рынке в Исландии, так и за рубежом.
По заявлению компании, привлечение Норебо в качестве основного акционера подготовит Vélfag к увеличению производства, а также расширит возможности для дальнейших исследований, разработок и экспорта.
В прошлом году компания Vélfag получила грант на исследования и инновации в размере 50 миллионов исландских крон от Исландского исследовательского центра (Rannís), на разработку своей очередной машины.
«Благодаря заключению крупных контрактов на продажу и новому сильному партнеру Véfag ждут захватывающие времена», — заявили в компании.
Олёф и Бьярми остаются на своих должностях и продолжат управлять компанией. В совет директоров вошли финансовый директор «Norebo Overseas Holding» Солинг Йип и технический директор «Norebo Group» Павел Косолапов.
Источник: © Fishnet.ru
По Петропавловскому СРЗ, кажется, ситуация проясняется. Неспроста заговорили о нулевой ставке НДС для судоремонта. https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/minpromtorg-planiruet-ustanovit-0-stavku-nds-pri-vypolnenii-rabot-po-obsluzhivaniyu-remontu-sudov-rybopromyslovogo-flota/
А вот с рыбоперерабатывающим оборудованием пока не ясно. «Vélfag» компания довольно скромная по сравнению, скажем, с BAADER, занимается исключительно оборудованием для рыбы - головорубы, филетировка, шкуросъемные машины. Даже если заменить все машины на судах НОРЕБО, что экономически нецелесообразно при наличии на борту действующего эффективного оборудования, этого будет недостаточно для работы «Vélfag».
Видимо расчет делается на новые суда, причем не только суда НОРЕБО. Приобретать компанию, не имея твердых договоренностей с потенциальными (реальными) покупателями оборудования было бы неразумно. По-видимому, такие договоренности есть, скорее всего с РРПК.
Если учесть, что любые договоренности предполагают выгоду для обеих сторон (ты мне - я тебе), то становятся понятны мотивы НОРЕБО, поддержавшей инициативы РРПК по инвестквотам, ограничению срока эксплуатации судов и выход из ВАРПЭ. Нулевая ставка НДС для судоремонта и обязательства по приобретению оборудования «Vélfag» могут быть ответной услугой РРПК, располагающей мощным админресурсом.
Не удивлюсь, если оборудование исландской компании будет ввозиться на льготных условиях, вплоть до обнуления ввозной пошлины. Могут, например, применить изобретенный для квот принцип “конечного бенефициара”. Поскольку конечный бенефициар исландской компании российское юридическое лицо, то и пошлина вроде как бы и не нужна, хотя это полная чушь.
Покупают зарубежные компании еще для получения доступа к технологиям и для обретения новых компетенций. Помнится, Сбер хотел купить большой пакет Опеля, но немецкое правительство не одобрило сделку. Под лозунгом доступа к технологиям, Русская аквакультура купила смолтовый завод в Норвегии, чтобы потом наладить производство смолта в России.
НОРЕБО проводит политику переноса целого ряда портовых сервисов из-за границы в РФ для предоставления высококачественных услуг в наших портах ( судоремонт и МРТО, логистика). Может быть мы увидим в будущем не только импорт оборудования, но и локализацию производства в России. Иногда это не так сложно сделать. В бытность работы в Мурманске в советские времена, был у меня опыт общения с одной зарубежной компанией по производству рыборазделочного оборудования. Фактически, это был небольшой сборочный цех, в котором владельцы конструкторской документации после поступления заказа собирали машины из произведенных на стороне комплектующих.
Информация для размышления
Компании Норебо присоединились к Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота.
Присоединение НОРЕБО к АСРФ говорит о том, что стратегическое партнерство с РРПК отвечает интересам группы. Вместе они смогут более эффективно лоббировать свои цели в госорганах, а в ВАРПЭ их инициативы блокировались “консервативным” большинством.
Цитата из релиза АСРФ:
АСРФ продвигает на российском и международном рынках рыбопродукцию участников объединения. Прежде всего, это такие высококачественные продукты глубокой переработки как филе и сурими минтая.
Развитие спроса невозможно без заботы о сохранении запасов рыбы и других водных биоресурсов. Ключевое направление деятельности объединения — соблюдение стандартов устойчивого рыболовства. Участники АСРФ самостоятельно проводят добровольную экологическую сертификацию промыслов и прослеживаемости рыбной продукции по стандартам MSC (MARINE STEWARDSHIP COUNCIL — МОРСКОЙ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ).
Ассоциация продвигает ряд инициатив по сохранению запасов основных промысловых видов рыб и их рациональной эксплуатации:
— безотходная переработка на крупнотоннажных рыбопромысловых судах;
— прямое взвешивание уловов на судах;
— сохранение молоди рыб — новые требования по селективным системам в тралах;
— сохранение промысловых запасов;
— сокращение промыслового времени судов через объединение промысловых районов, оперативное регулирование начала и завершения промысловых сезонов.
Деятельность АСРФ направлена на взаимодействие с государственными органами и научными организациями в области морского промышленного и прибрежного рыболовства, на повышение экономической эффективности отрасли и на создание инструментов развития и привлечения инвестиций в развитие отрасли, судостроения, логистики рыбопродукции и иных смежных отраслей экономики.
Конец цитаты
Немного непонятно про сертификацию MSC. По идее, клиентом MSC должна быть ассоциация.
клиентом сертификации MSC может быть кто угодно. Но в данном случае АСРФ заказало сертификацию трех подзон Охотского моря. Еще три зоны сертифицированы только АДМ, и одна Гидростроем. Это про минтай, конечно.
Хороший ход. Мы примерно бы так же поступили. И дело тут не в пошлинах. Если планируются крупные ивестиции в переоборудование и рост сторонних заказов, то основную доходность надо показать в стране производителя , где условия налогообл льготные. И перспектива тут есть и деньги заработать смогут.
А откуда такая уверенность, что эти крупные инвестиции пойдут на закупку именно вашего оборудования?
В основном народ закупает Baader. А тут какая-то малоизвестная фирма.
Баадер и Марел - это святое), а не пора ли им что-то противопоставить, желательно российского производства? Молодцы НОРЕБО, особенно, если откроют производство в России.
Тут мне подсказали, что фабрики на новых судах РРПК делает датская компания Carsoe.
Гипотеза про баш-на-баш сломалась)) Думал датская компания просто инжиниринговая, но нет, у них полно оборудования собственного производства, в частности для производства сурими из минтая для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Удивительно, что маленькая, по большому счету, безрыбная Дания производит оборудование для глубокой переработки минтая, а Россия с огромными запасами рыбы до сих пор сидит на иностранных поставщиках оборудования для переработки. В этой сфере, конечно, надо работать на весь мир для economy of scale, а не только на внутренний рынок. Очень хочу надеяться, что НОРЕБО справиться с такой задачей.
Ну вы прям как Евстигнеев в комедии Берегись автомобиля - “не пора ли нам замахнуться на Вильяма, нашего, Шекспира”.
Замахнуться, конечно, можно, но результат сомнителен. Кроме того, эта сфера деятельности для Норебо совершенно новая.
А Дания традиционно производит оборудование для рыбы. Я ещё с курсантских времен помню морозилки Астма и мукомолки Альфа-Лаваль.
Кстати, гипотезу баш-на-баш хоронить рановато. У датчан есть вся линия, включая головоруб. А вот филетировки и шкурос'емной машины нет.