О высоком уровне обеспеченности российских верфей заказами от компаний в рамках госпрограммы инвестквот
Механизм закрепления за рыболовными компаниями квот на вылов водных биологических ресурсов (ВБР) в инвестиционных целях в области рыболовства стимулировал инвестиционную активность рыбопромышленников и, как следствие, дал мощный импульс к развитию смежной отрасли – судостроения.
Российские судостроительные верфи впервые за несколько десятилетий получили масштабные заказы на строительство рыбопромысловых судов.
Масштаб задач: Средний возраст судов в РФ превышает сегодня четверть века. В Дальневосточном бассейне он составляет 29 лет, в Северном и Западном - 27, а в Азово-Черноморском - 35. С 2005 года вследствие технического износа количество судов снижается в среднем на 6% ежегодно. Оживление судостроения позволит существенно продвинуться в решении давно назревшей проблемы устаревания производственных мощностей.
Скорейшее обновление флота – важный элемент сохранения суверенного права Российской Федерации на водные биоресурсы в своей экономической зоне. Если Россия не сможет полностью осваивать свои запасы ВБР, то Конвенция ООН по морскому праву предусматривает допуск к их освоению других стран. Сегодня российские рыбаки справляются с объемами добычи, но сохранять необходимый темп силами устаревающего флота в будущем станет невозможно.
Помимо освоения национальных запасов, необходимо развивать добычу в районах международных конвенций и соглашений в области рыболовства. Чтобы работать в мировом океане, также требуется строительство новых специализированных судов.
Для решения этих задач необходим флот, конкурентоспособный на мировом уровне. Мощность судов, которые строятся на отечественных верфях в рамках программы инвестиционных квот, по добыче и выпуску продукции глубокой переработки не менее, чем в два раза, превышает промысловые и перерабатывающие возможности существующих.
Применяемые современные технологии позволят повысить энергоэффективность, экологичность и безопасность промысла, снизить производственные потери и увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью.
Возможности переработки до 100% улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью позволят, в том числе, заместить сырьевой экспорт экспортом продукции глубокой переработки, что отвечает задачам национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Суть механизма инвестиционных квот: Федеральным законом от 3 июля 2016 года №349-ФЗ (изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») введен новый вид квот – квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для промышленного и прибрежного рыболовства.
В соответствии с принятыми изменениями на инвестиционные цели были направлены 20% от общего объема квот добычи ВБР. Объем квот, выделяемых под строительство данных объектов, обеспечивает до 50% их мощности. Данные квоты закрепляются за компаниями при условии реализации проекта по строительству рыбопромыслового судна, либо рыбоперерабатывающего завода исключительно на территории Российской Федерации, что и служит основным стимулом к развитию отечественного судостроения и импортозамещения.
Развитию импортазамещения служит также требование по локализации строительства: не менее 30% от стоимости судна должна составлять стоимость российских материалов, комплектующих и услуг. При этом доля российских комплектующих в судах и технологических операций со временем должна будет расти, так как Правительство РФ определило поэтапное повышение требований по локализации строительства судов. Эту задачу неизбежно придется решать, что станет стимулом для развития смежных отраслей.
Эффект от внедрения механизма инвестиционных квот:
Ожидается обновление около 65% мощности рыбопромыслового флота в Северном бассейне и 25-30% — на Дальнем Востоке.
Объем инвестиций в развитие рыбной отрасли составит около 187 млрд рублей, в т.ч.:
-
166 млрд рублей в строительство рыбопромысловых судов,
-
21 млрд рублей в строительство перерабатывающих заводов.
Объекты инвестиций:
-
43 рыбопромысловых судов, (18 — для Дальневосточного бассейна, 25 — для Северного бассейна),
-
25 береговых заводов (14 — на Дальнем Востоке, 11 — на Севере).
Верфи, получившие заказы на строительство рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот:
-
ПАО «Адмиралтейские верфи», 10 судов для ООО «Русская Рыбопромышленная компания» - БМРТ (Большой рыболовный траулер морозильный), длина - 108,5 м, ширина - 21,5 м (супертраулер);
-
ПАО "Выборгский судостроительный завод", 8 судов, в т.ч.:
- для АО «Архангельский траловый флот» 4 СРТМ (Средний рыболовный траулер морозильный), длина - 86 м, ширина - 17 м,
- для ООО «Норд Пилигрим» - 1 СРТМ, длина - 80,4 м, ширина - 15,4 м,
- для ГК «ФОР» (АО НПО «Атлантрыбфлот» - 2 СРТМ, длина - 80,4 м, ширина - 15,4 м,
- для ООО «Компания ЛТК» - 1 СРТМ, длина - 80,4 м, ширина - 15,4 м.
-
ПАО «Северная верфь», 14 судов, в т.ч.:
- для ООО «РК «Вирма» - 3 ярусолова-процессора, длина – 58,85 м, ширина - 13 м,
- для ООО «Глобус» - 1 ярусолов-процессор, длина – 58,85 м, ширина - 13 м,
- для ГК «Норебо» - 10 траулеров-процессоров морозильных, длина – 81 м, ширина - 16 м.
-
АО Ленинградский судостроительный завод "Пелла", - 6 судов, в т.ч.:
- для ГК «ФЭСТ» - 2 СРТМ, длина – 61,04 м, ширина – 12,7 м.
- для ГК «Мурмансельдь-2», 4 СРТМ, длина – 69,90 м, ширина – 13,5 м.
-
АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", - 4 судна для РК им. В.И. Ленина: 3 траулера-сейнера, длина – 50,6 м, ширина – 12 м (два первых траулера уже сданы заказчику), 1 БМРТ, длина – 121 м, ширина – 21,6 м.
-
АО «ССЗ «Вымпел» - 1 судно для ООО «Карелрыба» - МРТР (Малый рыболовный траулер рефрижераторный), длина – 35,4 м, ширина – 8,4 м.
Кроме того, по итогам проведенных в 2020 году аукционов по распределению квот на добычу краба с инвестиционными обязательствами, планируется построить 35 краболовных судов на сумму около 55 млрд рублей.
Источник: пресс-служба РРПК