Официальное обращение руководства и акционеров Мурманского рыбного порта по поводу национализации
С 13.08.2021 года акционеры АО «Мурманский морской рыбный порт» и его сотрудники участвуют в самом необычном судебном процессе, в результате которого у акционеров АО, не совершивших преступления, отнимают акции предприятия без какой-либо компенсации со стороны государства.
В 2015 году, акции находящегося в плачевном состоянии порта продали новому руководству «всего» за 14 миллионов долларов. Важно, что мы не принимали какого-либо участия в формировании цены продажи, это была цена, определенная самим государством, да и акции предприятия в то время вряд ли могли стоить больше.
После 7 лет успешного развития порта, обеспечения жителей Мурманска рабочими местами, инвестирования в производство (без участия государства – ред.) на сотни миллионов рублей – государство забирает акции порта себе. Акционерам не возвращают ни те деньги, которые были уплачены при приобретении акций предприятия, ни вложенные в его развитие инвестиции, ни также имущество, которое ранее вообще не принадлежало государственному порту, а было передано порту в результате консолидации с другими активами, принадлежащими акционерам.
Истцом по делу выступила Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации и свои требования, неоднократно уточненные в процессе рассмотрения дела, данная служба основывала на Федеральном законе от 29.04.2008 г. № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Это очень важный закон, его положения налагают определенные ограничения на иностранных инвесторов, которые планируют приобрести или приобрели контроль над стратегическими организациями нашей страны с тем, чтобы обеспечить ее безопасность. Основное ограничение, установленное законом, выражается в необходимости получения иностранным инвестором, включая иностранное юридическое лицо, разрешения у специальной государственной комиссии.
Вместе с тем, учитывая то, что экономика Российской Федерации является открытой и связанной с мировым сообществом, в ряде случаев иностранные юридические лица могут находиться под полным контролем только российских граждан на совершенно законных основаниях. Очевидно, что в такой ситуации нет никого, кто бы мог действовать в интересах не Российской Федерации, а в интересах других государств.
Именно поэтому, осознавая реалии ведения предпринимательской деятельности в условиях открытой и рыночной экономики, Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57 ясно и недвусмысленно вывел из-под действия своих норм те сделки, которые совершались пусть и иностранными юридическими лицами, но находящимися под контролем российских граждан, при условии наличия у них статуса налогового резидента РФ. Налоговый резидент Российской Федерации – это тот человек, который пробыл на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом этот срок не прерывается на краткосрочные выезды на лечение или обучение до шести месяцев.
Все сделки, которые ФАС оспаривала в рамках данного дела, совершались либо российскими физическими и юридическими лицами, либо иностранными лицами, но находящимися на момент совершения сделок под контролем российских граждан, имеющих налоговое резидентство РФ. Это означает, что в силу прямого указания, Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57 не может быть применен к сложившимся отношениям. Соответствующие расчеты по дням нахождения на территории РФ были представлены в суд, и из них следовало, что на момент совершения оспариваемых сделок все физические лица, контролирующие российские или иностранные организации, имели статус налогового резидента Российской Федерации.
Вместе с тем, суд принял решение, обосновав его тем, что налоговый статус одного из лиц изменился уже после совершения оспариваемых сделок, хотя такой подход вообще не предусмотрен законом, так как на момент совершения сделки физическое лицо не может знать, изменится ли у него статус налогового резидента в будущем или нет.
Хочется отметить, чтобы тех, кто будет заинтересован в анализе этого бесспорно интересного арбитражного дела, не вводило в заблуждение длительность его рассмотрения.
Дело в том, что специалисты ФАС не имели представления о том, какой государственный орган занимается фиксацией факта перемещения физического лица через государственную границу. Без этой информации, как указано выше, невозможно установить факт наличия или отсутствия статуса налогового резидента Российской Федерации.
Несмотря на то, что, если вбить в поисковую строку любого интернет-браузера запрос «где можно узнать о пересечении границы гражданином РФ» любой человек, даже не обладающий ученой степенью в области юриспруденции, может получить быстрый ответ: «Пограничная служба ФСБ России», это несложное действие заняло у истца чуть менее одного года. Только 25.07.2022 г. был направлен соответствующий запрос в Федеральную службу безопасности, хотя они изначально и были участниками дела, а в первом же отзыве наших юристов было указание о возможности получения необходимой информации именно у ФСБ России. До этого куда только не обращались: и в налоговую инспекцию, и в миграционный центр МВД. Сама подготовка ФАС к делу вызывала недоумение не только у акционеров и сотрудников АО «Мурманский морской рыбный порт», но и у самого суда, дважды справедливо отметившего о слабости подготовки ФАС к такому серьезному делу.
Ничем другим, кроме слабого обоснования этой «национализации», в сравнении с которой революционные матросы 1917 года выглядят умудренными опытом правоведами, мы не можем объяснить вал однотипных статей в СМИ, из содержания которых очевидно, что авторы или комментаторы далеки как от обстоятельств арбитражного дела, так и от ситуации с портом в целом.
Мы в свою очередь знаем правду и нам от этого никуда не деться, что нет никакого иностранного контроля, наносящего вред нашей стране и, тем более, ее обороноспособности. Была и есть попытка построить бизнес российскими гражданами, поверивших в заверения властей о том, что вкладываться надо в нашу страну не за счет государственных дотаций из бюджета или дружбы с власть держащими.
К сожалению, теперь к своему знанию о себе и своем бизнесе, мы еще прибавили знание о том, как работает государственный аппарат на самом верху, уровень реальной поддержки не зависящего от государства бизнеса и компетенции конкретных людей в значимых ведомствах нашей страны, и насколько это все отличается от разговоров в средствах массовой информации.
Мы теперь твердо усвоили, что надо строго учитывать дни, проведенные вне страны не только акционерам, но их родственникам, иначе вполне вероятна ситуация, при которой всё, что вы делали в прошлом в интересах развития своего бизнеса на законных основаниях, все ваши многомиллионные инвестиции, превратятся в настоящем в «скрытое и завуалированное от контролирующих органов завладение нерезидентами стратегическим предприятием; бесцеремонное и безразличное отношение ответчиков к российскому обществу и установленному им правопорядку в сфере экономики; использование лживых схем по захвату организаций, обеспечивающих безопасность страны, через офшорные юрисдикции и юридические лица» только потому, что статус налогового резидента изменился.
Конечно, мы будем и дальше противостоять в судах всех инстанций появлению такой арбитражной практики и призываем юристов России осмысленно готовиться к таким изменениям практики, которые предполагают отъем у бизнеса всего и без какой-либо компенсации. Мы открыто готовы предоставить аудиозаписи судебных заседаний и все процессуальные документы по данному делу, чтобы каждый мог сделать собственный вывод не только из текста судебного решения и очерняющих нас статей в СМИ.