Океанрыбфлот: Каким был прошедший год для траулера «Георгия Мещерякова» и его экипажа (фото)
Год назад на Камчатку прибыл новый супертраулер «Океанрыбфлота» «Георгий Мещеряков». Это первое судно серии, а быть первым всегда тяжело.
Когда в 2015 году Океанрыбфлот принял решение строить суда, он готовился к трудностям. Но таких «сюрпризов», которые подкинула нам жизнь, никто не ждал. Кому бы пришло в голову восемь лет назад, что нас ждёт ковид и санкционный прессинг.
Надо отдать должное турецкой верфи «Терсан», на которой «Океанрыбфлот» разместил заказ. Несмотря на пандемию, она ни на день не остановила работу. Камчатские специалисты, которые на месте контролировали ход и качество строительства, тоже отстояли свою вахту достойно.
В январе 2022 года первый из двух новых супертраулеров «Георгий Мещеряков» прибыл на Камчатку, но это было только начало. Пароход не станет работать с колес. Его надо протестировать на промысле, отладить оборудование. А когда судно начинено сложнейшей техникой, наладка может затянуться. С «Георгием Мещеряковым» так и произошло.
Как рассказывает технический директор «Океанрыбфлота» Сергей Васильев, изначально оборудование на «Георгии Мещерякове» было настроено на производство 250 тонн продукции в сутки. Потом компания решила увеличить показатель до 450 тонн. Проект это позволял, но требовалось перенастроить автоматику рыбной фабрики, программное обеспечение. А ведь надо исправить не одну машину, а всю производственную цепочку, где одно цепляется за другое – подача рыбы, обработка, заморозка, упаковка, транспортировка продукции в трюм. Все процессы необходимо синхронизировать по скорости. И вот на этом этапе возникли сложности.
Наладка заняла больше времени, чем планировали. А пока она шла, «Георгий Мещеряков» попробовал свои силы на минтае, сельди, иваси. Нынешнюю минтаевую экспедицию в Охотском море он начал 22 декабря, сразу, как прибыл в район лова.
В начале прошлой недели траулер зашел в Петропавловск пополнить запасы, принять на борт новых членов экипажа. Воспользовавшись возможностью, мы побывали на судне, чтобы узнать, как идет промысел.
«Вылов за два с небольшим месяца – 11 650 тонн. В первые дни не получалось достичь результатов, которых от нас ждали, хотя промысловая обстановка была благоприятной. Приходилось доводить до ума работу оборудования. Сейчас оно работает лучше, но еще есть над чем работать», – говорит капитан-директор Владимир Белозубов.
При всех проблемах, которые были выявлены за прошедший год, очевидно, что за такими судами будущее. Здесь все на высшем уровне – от мореходных качеств до бытовых условий.
«Наша компания вложила большие деньги в модернизацию своих БАТМов, но у них есть предел возможностей, который не перепрыгнешь. А в новый супертраулер заложен такой потенциал, который развивать и развивать. По производственной мощности он должен заменить три БАТМа при меньшем людском ресурсе и меньшем расходе топлива. На БАТМе против ветра не потралишь, не хватит мощности. А супертраулер и против ветра с тралом пойдет, двигатель выдержит», – рассказывает Владимир Белозубов.
На судне трудится порядка 148 человек. Народ съехался со всей страны – от Камчатки до Крыма.
«Я на этом судне первый рейс. Вижу, что костяк экипажа сформировался. Хотелось бы со временем подобрать экипаж полностью, отшлифовать, с каждым побеседовать», – делится планами Владимир Анатольевич.
Помощник капитана по производству Александр Шипулин повел нас на экскурсию по цеху.
«На заводе работает порядка 130 человек. Из минтая производим безголовую рыбу, филе, фарш, икру, молоки. Отходы идут на муку и жир. Производство полностью безотходное. Руководство ставит задачу в сутки делать 450 тонн продукции. Пока выходим на 300 тонн. Это уже прогресс. В прошлом году и 200 не было. А начинали с 10–20 тонн», – рассказывает Александр.
Это судно рождалось на его глазах. Во время его постройки Александр вместе с механиком завода помогал турецким инженерам. Говорит, что многое пришлось исправить. Но до сих пор пароход способен сбить с толку неожиданной проблемой.
«Какая-нибудь мелочь может остановить завод. Например, датчик инеем покрылся, и все – монитор показывает ошибку. А попробуй найди этот датчик, ведь там их сотни. Единственное, что работает безупречно, – это рыбомучная установка, – говорит он. – На БАТМе все давно отработано. Когда на нем сдаешь дела следующему экипажу, просто бумаги подписал и уехал. Здесь так не получится. Надо многое объяснять. Но наши специалисты уже приработались, накопили опыт, так что легче стало».
С первым судном в серии всегда трудно, но любые трудности преодолимы. Они дают полезный опыт. Следующий супертраулер «Владимир Бирюков», который прибыл на Камчатку в декабре 2022-го, вошел в работу более слаженно.
«Чуть больше чем за месяц добыли порядка 4 тысяч тонн минтая. Для такого судна небольшая цифра. Но нужно учесть, что это были промысловые испытания. Все прошло неплохо. Были нюансы, с которыми приходилось бороться. Но победили», – говорит капитан «Владимира Бирюкова» Антон Сейлев.
Минтаевая путина в Охотском море продлится до 10 апреля. Дальше «Георгий Мещеряков» и «Владимир Бирюков» перейдут на промысел иваси и скумбрии в район Южных Курил.
Желаем экипажам «Океанрыбфлота» успешной работы и поздравляем с наступающим, ведь 1 апреля их предприятие отметит юбилей, 55 лет.
Также сообщалось: