Основатель «Гидростроя» — про планы переработки рыбы и морепродуктов, зарплату на заводах и сломанную логистику
Сахалинский бизнесмен, основатель компании "Гидрострой" Александр Верховский рассказал на Восточном экономическом форуме о планах по переработке водных биологических ресурсов, о том, почему именно сейчас нужно принимать важные решения в рыбопромышленной отрасли, а также высказал мнение о распределении квот на добычу ВБР.
Отрасль, по его словам, сейчас находится на переломе, из-за пандемии сломана логистическая цепочка. Наступило время возможностей и вызовов, и важно именно сейчас принять важные решения. Есть возможность более высокотехнологично перерабатывать рыбу в море и на берегу. Нужно учитывать, что береговая переработка "притягивает и закрепляет людей". Любой перерабатывающий завод является центром инфраструктуры, дающим жизнь селам и городам. Но есть районы, где береговая переработка невозможна, тогда это нужно делать на океанических судах.
По мнению Верховского, в условиях рухнувшей логистической системы рыбоперерабатывающие заводы нужно "утяжелять". В идеале с заводом в комплекте должен "идти" холодильник на 10‑15 тысяч тонн, рядом должен быть порт и т.п.
Далее основатель "Гидростроя" рассказал об опыте работы завода на Шикотане.
— Мы получили 14 тысяч тонн квот, чуть меньше. За прошлый год обработали там 100 тысяч тонн ВБР. В этом году планируем, что это будет 120‑130 тысяч тонн, а может, и больше. Это 500 рабочих мест круглогодично, и это другой уровень глубокой переработки. Впервые в России мы в этом году выпустили более 3 тысяч тонн фарша сурими, более 6 тысяч тонн филе минтая различных видов. Сегодня нет Китая, в Европе есть дефицит филе минтая первой заморозки, это великолепный рынок для российской промышленности, который мы должны занять, — сказал Александр Верховский, подчеркнув, что нельзя терять время, нужно давать бонусы рыбопромышленникам, которые хотят этим заниматься.
Пять, шесть, семь рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке полностью изменят систему рыбодобычи, считает предприниматель.
На береговых заводах, по его словам, платят зарплату от 100 тысяч рублей. Работает много приезжих из Алтайского края, Приморья и центральной России.
— Приглашаю всех. Вакансий мало, но есть, — сказал Верховский.
Он добавил также, что согласен с предлагаемым механизмом дальнейшего распределения квот: 10% на строительство перерабатывающих предприятий и столько же — на строительство судов. Согласен и с тем, что инвестиции в океанический флот нужны, но выводы об их эффективности делать пока рано, еще не завершен первый этап инвестиционных квот.