От Дембиевской косы к "Русскому морю"
Рыбацкие предприятия Камчатки активно меняют собственников. В результате, наш край возвращается к ситуации начала 20-го века, когда основные рыбные промыслы здесь принадлежали «варягам». Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на express-kamchatka.com.
За последние 2 года ряд рыбопромышленных компаний нашего края обрели новых владельцев. Наиболее крупные из них – ЗАО «Акрос», ЗАО «Камчатимпэкс», ООО «РК «Крутогоровское» и другие. Как правило, покупателями становятся структуры, которые зарегистрированы за пределами Камчатки. Например, контрольный пакет акций ЗАО «Акрос» был куплен членами ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» из Мурманска.
Еще две рыбные фирмы Камчатского края находятся в процессе смены собственника. Как сообщают центральные СМИ, крупнейший в России владелец квот на вылов минтая – ООО «Русское море – добыча» – намерен приобрести 100 процентов долей в уставном капитале ООО «Балстар холдинг» и ООО «Маликс», которым принадлежат камчатские ООО«Пелагиаль» и ООО «Имлан».
Очевидно, что покупка местных предприятий бизнесменами из других регионов будет продолжена и в дальнейшем. Как к этому должны отнестись камчатцы? Как к объективному историческому процессу. Стоит вспомнить, что в начале прошлого века основные рыбные промыслы на Камчатке тоже принадлежали «варягам». На то было две причины. Во-первых, минимальное количество населения на полуострове. Во-вторых, отсутствие здесь ресурсов, необходимых для ведения рыболовства в промышленных масштабах. Чтобы организовать промысел, нужно было иметь базу в других регионах России либо в Японии, где находились склады, порты, возможности для денежного оборота (на Камчатке еще не было банковской системы).
Поэтому тогда в рыбной отрасли Камчатки заправляли такие предприятия, как, например, «Демби и К». Его основатель Георгий Демби, шотландец по происхождению, жил во Владивостоке, имел дом в Японии, занимался добычей морепродуктов на Сахалине, потом создал свое дело на Камчатке. Другой пример – товарищество «Тихоокеанские морские промыслы С. Грушецкого и К», главная контора которого размещалась в Санкт-Петербурге.
Кстати, Демби помнят не только историки, но и простые камчатцы, потому что есть у нас Дембиевская коса. А почему бы не появиться в списке местных географических названий фамилиям Тимченко («Русское море») или Тугушев («Карат»)?
В общем, Камчатка, пройдя виток в 100 лет, вернулась к исходной точке. Правда, сегодня причины уже другие. На мой взгляд, главная из них – возрастная. Некоторые камчатские рыбопромышленники, кто основал здесь компании в 1990-х, достигли возраста, когда хочется уйти на покой. Они бы передали бизнес детям. Но те уже нашли свое призвание в других сферах. Это совпало с появлением в рыбной отрасли крупных игроков, готовых расширять свой бизнес за счет скупки других предприятий. Как бы там ни было, краеведы будущего лучше разберутся в причинах и следствиях. История повторяется. Кто знает, может, к 100-летию Октябрьской революции все предприятия России опять станут «народными».