От рыбаков Приморья страна ждет иваси
Во Владивостоке завершил работу специализированный семинар, посвященный промыслу и производству продукции из сардины и скумбрии. Несмотря на актуальность темы, в рыбацкой среде мероприятие особого ажиотажа не вызвало. И хотя докладчики представили много нужной и полезной информации, промысловики это мероприятие массово проигнорировали. А ведь, по мнению большинства экспертов, сардина и скумбрия в перспективе могут стать одними из высоколиквидных объектов промысла.
Оптимизм экспертов основан на научных данных о современном состоянии ресурсов промысловых пелагических рыб в северо-западной части Тихого океана. По мнению ведущего научного сотрудника института Дмитрия АНТОНЕНКО, запасы скумбрии и сардины будут только возрастать из года в год, а общая биомасса составит несколько десятков миллионов тонн.
О пришествии стад сардины ученые утверждают не первый год. Вышедшие на путину в прошлом году компании освоили 6700 тонн иваси, 8900 тонн скумбрии и около 14600 тонн сайры. Показатели весьма скромные. Ученые уверены, что будущий успех или неудачи промысловых экспедиций кроются в изучении истории промысла.
Ивасевые грабли
Оказывается на ивасевые грабли, рыбаки наступали еще десятки лет назад. Мощнейшие рыбацкие объединения советского периода несколько лет, пытались обловить объект, но все было безуспешно. Легендарные пресервы иваси, которые стали самым узнаваемым продуктом за 40 лет рыбацкого промысла нашего государства, заполонили прилавки страны, только после того, как рыбаки научились ловить кошельками. При этом даже в советское время кошельковый промысел был самым дорогим среди всех орудий лова, и самым сложным среди всех промысловых компетенций.
Это выяснилось из доклада о проблемах кошелькового промысла сардины-иваси. По словам заведующего сектора ресурсосберегающих орудий лова ТИНРО Егора ЗАХАРОВА, в 1972 году рыбаки стали пробовать облавливать сардину кошельками. Почти два года результаты были плачевные. Рыба либо выходила из кошелька, либо невод ставился мимо косяка рыбы.
Промысел сардины-иваси с 1976 по 1992 годы был организован на экспедиционном принципе с привлечением судов перспективной разведки, авиатехники и солидных обрабатывающих мощностей. В экспедициях существовали штабы, как отдельных флотилий, так и промрайона в целом. Но первые, по настоящему серьезные успехи в промысле сардины стали происходить в 1976 году.
Чтобы понять, что означают промахи при кошельковом лове, нужно привести статистику успешных заметов. В начале 1970 годов кошельки ставили десятки судов, но вылов на судосутки был всего 13 тонн. Из 100 постановок кошелька на рыбу, к уловам приводили всего 40. Только к 1978 году ситуация улучшилась, сейнера научились обметывать рыбу, и процент успешных заметов вырос до 70%. В середине августа 1978 года был поставлен первый рекорд за сутки флотилия сделала 16 заметов и сдала на плавзаводы 700 тонн рыбы.
В середине 70-х годов экспедиция насчитывала от 20 до 70 судов. Пресервы иваси ворвались на столы россиян. Успех и рентабельность промысла стали возможным благодаря новому виду продукции - пресервам. Добываемые кошелками иваси перерабатывались в тушку на плавбазах и шли на укладку в тушку в свежем виде. Именно этот вкус продукта изготовленного из свежей рыбы, жирность которой достигала более 15 %, и стал феноменом и эталоном вкуса среди всей ассортиментной линейки рыбной продукции советского периода.
«Расчеты штаба экспедиций показали, что на 10 добывающих судов необходимы две плавбазы. В эти годы практически все уловы сардины-иваси – свыше 97% – перерабатывались в море, а на берегу – менее 3%. Рыбообрабатывающий флот был представлен 23 консервными плавучими заводами, 47 обрабатывающими плавбазами, 29 производственными судами», – рассказал Егор Захаров.
Год за три
Эти данные сегодня необходимо примерить к нынешней организации промысла. Кошельки и плавбазы - самое больное место в нынешнем ивасевом промысловом периоде. Сегодня в бассейне есть всего два кошелька у компании «Доброфлот» и одна плавбаза «Всеволод Сибирцев», способная произвести пресервы из свежего сырья. По словам управляющего группой компаний «Доброфлот» Александра ЕФРЕМОВА, их производственный план около 5 млн банок пресервов: «Промысловые схемы с применением кошелькового невода мы обкатывали на прошлой путине. Это очень сложный промысел, и было много пустых заметов. Надеемся, что прошлогодние тренировки в этом году обернутся уловами. Наша компания будем добывать рыбы тралом и кошельком. Основную часть рыбы выловленной кошельком пустим на пресервы. В этом году у нас будет значительно меньше соли, мы изменили технологию».
Однако основной компонент свежесть сырья, будет сохранен. Ключевое преимущество любой рыбы, которая произведена в море, это сохранение тканей. При замораживании происходит разрыв тканей, и так называемый межклеточный жир фактически исчезает из продукта. В море рыба не подвергается термической обработке, оставаясь, свежей и вкусной.
Между тем, ожидать, что кошельковый промысел в этом году наберет обороты не стоит. Кроме «Доброфлота» ни одна компания не заказала у цехов орудий лова кошельковый невод. Намерение приобрести невод за границей высказывает компания «Антей», но сроки выхода судов с кошельком не озвучивает.
Эксперты уверены, что отставание в орудиях лова на один год, оборачивается трехгодичными потерями ивасевого периода. То есть если компания заказывает кошелек в 2018 году, овладеть промысловыми компетенциями она сможет, лишь только к 2020-2022 году. Если кошелек появится в 2020 году, то научиться им успешно работать, рыбаки могут к 2025 году.
Между тем, время отведенное России на промысел иваси и скумбрии, по словам заместителя ТИНРО-Центра Анатолия БАЙТАЛЮКА, 10-15 лет. И видимо, это время Россия бесславно потеряет. Особого энтузиазма овладеть техникой промысла сардины, у рыбаков не наблюдается.
А ведь этот промысел высокорентабельный. По словам докладчиков, ориентировочный годовой доход судна при стоимости сырца 500 рублей за тонну в Южно-Курильском районе (ЮКР) составлял около 3,7 млн рублей, в Японском море – 1,8 млн рублей. Несмотря на высокую стоимость кошельковых неводов, в то время экономические показатели промысла были весьма благоприятными для предприятий.
«Можно ли предположить высокую эффективность кошелькового промысла иваси в настоящее время? По-видимому, нельзя, - заявляют эксперты ТИНРО. - И в первую очередь потому, что коренным образом изменилась расходная составляющая. В сотни раз выросла стоимость ГСМ и орудий лова».
По оценке одной из фабрик, цена кошелькового невода размером 1 км на 200 м сейчас составляет около 20 млн рублей без учета стоимости стяжного троса, проводника и стяжных колец. Это обстоятельство, а также ряд других проблем (недостаток судов, оборудованных под работу таким неводом, отсутствие специалистов, нехватка перерабатывающих мощностей, недостаточная проработка потребностей рынка) делают возрождение кошелькового промысла маловероятным, но все-таки возможным, считает эксперты.
Заводы ориентируют на корма и муку
Определенные надежды эксперты связывают с береговой переработкой. Еще в прошлом году руководители предприятий высказывали мнение, что промысел сардины можно вести тралом и сдавать продукцию на переработку береговых комбинатов.
При этом сами рыбаки не понимают, в каком виде продукция придет на береговой завод, и будет ли эта та переработанная продукция нужна на потребительском рынке.
Докладчики из ТИНРО уверены, что «мороженое сырье из жирных рыб по качеству и технологическим свойствам значительно отличается от сырца и охлажденной рыбы, что не позволяет получать высококачественную продукцию по старым технологиям (ориентированным на свежую рыбу). Кроме того, прежние стандарты и технические условия предусматривают использование определенных размерных групп. А мелкую рыбу приходится утилизировать по-другому. «В этой связи необходима актуализация ранее разработанных нормативных документов, а также ряда ассортимента продукции с учетом использования мороженого сырья различного срока годности. А также мелкоразмерной рыбы, количество которой в уловах в определенные периоды нередко достигает 30%», – подчеркнула заведующая лабораторией биотехнологии гидробионтов ТИНРО-Центра Лидия ШУЛЬГИНА.
Высокая жирность этих рыб, которая для потребителя является главным критерием полезности, для береговых переработчиков является главным барьером на пути изготовления качественной продукции.
«Высокое содержание жира определяет недолгий срок хранения в охлажденном и мороженом виде. Это фактор риска», - считают специалисты.
Лидия Шульгина отметила, что раньше продукцию изготавливали в основном из сырца, теперь же на береговые заводы везут в основном мороженую рыбу. Тихоокеанские сайра, скумбрия и сардина жирнее атлантических, а потому гораздо меньше хранятся в замороженном виде.
В итоге перспективы производства на береговых производствах качественной пресервной группы очень ограничены. Хотя такие попытки предпринимались и в прошлом году. «Восточный лиман», «Рыбачка Соня», «Зарубинская база флота» производили продукт, который только этикеткой был похож на «легендарную» пресерву. В итоге на потребительский рынок вышел продукт, который разительно отличался от продукции, произведенной на плавбазах. Рыба в береговых пресервах была недопустимо окислена, а по консистенции тушки и вовсе не выдерживала никакой критики. В руках потребителя она расползалась.
Чтобы не подорвать доверие потребителей к популярному продукту, ученые настаивают на том, чтобы производство пресервов было организовано в море. Или же на берегу, но из охлажденного или свежего сырья. Однако тогда не было марикультурных предприятий. А в сегодняшних условиях береговые предприятия должны ориентироваться на производство рыбной муки и корма для аквакультуры.
Сколько в этом году рыбаки добудут сардины, эксперты даже не пытаются прогнозировать. Прошлогодняя эйфория по поводу возвращения прошла, и теперь все понимают, что в этом году или Россия покажет добычу в 15-20 тысяч тонн, или об ивасевых достижениях лучше молчать. Страна, которая в 90-х годах вышла на 19-12 месячный период добычи и смогла нарастить объем до 3 миллионов тонн, не может считать успехом даже 50 тысяч тонн, а что говорить о 10-15 тысячи.
А вот с промыслом скумбрии все намного лучше. Объект облавливается отлично тралом. Говоря о траловом промысле японской скумбрии, директор Института рыболовства и аквакультуры Дальрыбвтуза Анатолий БОЙЦОВ, подчеркнул, что орудия лова, которые предлагают предприятия с запада, не совсем подходят для Дальнего Востока. В частности, скоростью траления – атлантическая скумбрия медленнее, чем дальневосточная. Если скорость траления будет меньше 5,5 узла, успеха не будет, - считает Анатолий Бойцов. Обратил он внимание и на ширину раскрытия трала, заглубление траловых досок, их площадь и другие нюансы, которые тоже следует учитывать».