Петербургская компания наладит выпуск судовых рыбофабрик за 1 млрд руб.
Петербургское ООО «Морские комплексные системы» (производит судовую мебель и интерьеры) к 2025 г. планирует открыть два производственных комплекса в Петербурге и Мурманске по производству судовых рыбофабрик и оборудования для них, рассказал заместитель генерального директора компании Константин Скупяк. Рыбофабрики устанавливаются на траулерах-процессорах – рыболовецких судах, на борту которых обустраивают производство рыбопродукции. До настоящего времени в России такое оборудование практически не производили.
Как сообщили в компании, проект будет реализован, в том числе, за счет субсидии Минпромторга. Общий объем инвестиций превышает 1 млрд руб., из которых 770 млн руб. – субсидия от государства.
В Петербурге и Мурманске
Основное производство, на котором запустят серийный выпуск оборудования, будет располагаться на площадке «Новоорловская» в особой экономической зоне «Санкт-Петербург». Второе, где будет создан испытательный центр для него – в порту Мурманска. По словам Скупяка, для основного производства компания уже арендовала с последующим выкупом около 1 га в «Новоорловской» и начала строить производственный комплекс. Он должен начать работу в конце 2024 г. Также компания начала обустраивать испытательный центр в Мурманске, который сможет начать работу в декабре этого года.
«В Мурманске имеется возможность проводить испытания на реальном биоресурсе. Там гораздо проще приобрести свежую рыбу, которую мы запустим на опытные образцы разрабатываемого оборудования, доведем их до совершенства, после чего откорректируем рабочую документацию и отправим данные на производство в Петербурге, где начнется серийный выпуск», – отметил собеседник издания.
Рыбопромышленное импортозамещение
Будущее оборудование предназначено, в первую очередь, для траулеров-процессоров. Рыбофабрика – это небольшой и технологически насыщенный завод, который располагается целиком на борту рыболовецкого судна. Самая простая, так называемая малая рыбофабрика, производит рыбные тушки без головы. Самая сложная, оборудованная машинами для потрошения, филетировочными машинами, дает на выходе готовую продукцию в виде рыбного филе, икры и остатков потрошения для переработки в рыбную муку, а также может выпускать сурими. Стоимость таких рыбофабрик импортного производства на начало 2022 г. варьировалась от 1-2 до 15 млн евро в зависимости от сложности оборудования.
Основными поставщиками данного оборудования, в том числе на российские траулеры, до введения санкций являлись норвежские Optimar и Bjordal, датская Carsoe и другие иностранные компании. Optimar поставляла рыбофабрики для рыболовецких судов, работающих в северных морях, где основная продукция – треска и пикша. Carsoe ориентировалась на оборудование для морей Дальнего Востока, где ловят, прежде всего, минтай и палтус.
МКС при поддержке Минпромторга планируют импортозаместить пока простые машины. Кроме того, предполагается производить весовые и упаковочные установки. При этом в компании планируют формировать и монтировать на суда рыбофабрики из собственного оборудования и агрегатов других производителей, чем раньше также занимались иностранные партнеры. В МКС не исключают, что в перспективе начнут выпускать и сложные машины, в частности, способные производить сурими.
Инвестиции от государства
Проект МКС получил поддержку Минпромторга. Напомним, что в конце октября 2022 г. ведомство выделило 18,4 млрд руб. на поддержку российских производителей судового комплектующего оборудования, в том числе рыболовных судов. Министерство заключило соглашения по реализации 66 комплексных проектов с 36 компаниями – получателями субсидий. 14 из них из Петербурга, 3 – из Ленинградской области.
МКС получили от министерство одну из самых крупных субсидий – 1,93 млрд руб. В компании рассказали, что на эти средства будет реализовано шесть проектов по запуску серийного производства комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов, один из которых – производство рыбофабрик. На рыбообрабатывающее оборудование предполагается потратить 770 млн рублей из субсидии Минпромторга и около 300 млн руб. – собственных средств.
Миллиарды для «Квоты под киль»
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что спрос на оборудование для судовых рыбофабрик в России измеряется сотнями миллионов евро и имеет большие перспективы. На текущий момент самые крупный партии рыболовецких судов, на которых должны быть установлены рыбофабрики, изготавливают именно в Петербурге. Контракт на строительство 10 траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо» получила «Северная верфь». В октябре 2022 г. компания спустила на воду уже пятый траулер данного проекта – «Капитан Тузов», который строится по заказу одной из компаний группы «Норебо». На всех пяти установлено импортное оборудование, приобретенное до начала международных санкций.
«Адмиралтейские верфи» также получили заказ на строительство 10 больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192 для ООО «Русская рыбопромышленная компания». 14 августа был поднят государственный флаг на третьем судне проекта – «Механик Сизов». Два уже ведут промысел на Дальнем Востоке.
Все суда строятся в рамках федеральной программы «Квоты под киль». Рыболовецкие компании выступают инвесторами строительства новых судов, за что получают квоты на вылов биоресурсов. По этой программе отобрано 105 инвестиционных проектов строительства судов общей стоимостью около 270 млрд руб., в том числе 64 рыболовных судна, из которых сдано семь, и 41 краболов (сданы три).
По мнению экспертов, только для рыболовецких судов II этапа программы «Квоты под киль» (соответствующий закон вышел в декабре 2022 г.) потребуется не менее 30 рыбофабрик, суммарная стоимость которых может составить не менее 200 млн евро.
Владелец мурманской рыболовецкой компании «Саами» Сергей Цыганов считает, что проект, который реализует МКС, очень важен для российской рыболовной отрасли. Но для реального импортозамещения необходимо наладить выпуск всего спектра оборудования, подчеркивает он. «Трудно придумать что-то более важное для нашей отрасли, чем создание производства собственных рыбофабрик и основного оборудования для них. Если петербургская компания сумеет наладить сборку рыбофабрик на уровне хотя бы близком к тому, что делает Optimar, и создаст производство оборудования для них на уровне, близком к Baader, – это будет колоссальный прорыв для всей отрасли в России. И очень обидно, если после таких заявок они остановятся на организации серийного производства примитивных головорубных машин и ножеточек», – говорит бизнесмен.
Риски для бизнеса
В тот же время проект несет в себе и риски для инвестора. По мнению партнера юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александра Арбузова, один из них – получение частной компанией субсидии Минпромоторга.
«Субсидия предоставляется на основании соглашения с министерством, которое, в числе прочего, предусматривает обязанность вернуть ее в случае недостижения прописанных в конкурсной документации показателей и уплатить штраф. Размер штрафа не превышает 10% субсидии, однако применяется в весьма замысловато сформулированных случаях. Вместе со штрафом потребуется вернуть и саму субсидию», – говорит он, добавляя, что это рискованно для производителя, особенно учитывая, что причины недостижения результатов могут быть разными и от самого производителя не зависящими – санкции, изменение валютных курсов, стоимости сырья и пр.