Почему моряки, пропавшие у Курильских островов, не подали сигнал SOS
Двое суток продолжается поисково-спасательная операция в Охотском море, где в понедельник, 8 февраля, у северной группы Курильских островов пропали два рыболовецких судна с российскими моряками. Об этом сообщает Лента.ру.
Транспортный рефрижератор «Норд» под флагом Сьерра-Леоне и шхуна «Вирп» с портом приписки в республике Того не подавали сигналов бедствия — сообщение о том, что судна терпят крушение, поступило автоматически. Сработали специальные маяки, установленные на плавсредствах. Эти аварийно-навигационные устройства включаются в момент опрокидывания кораблей и передают координаты спасателям. Приборы позиционировали место ЧП в 130 милях к западу от острова Парамушир.
Поискам обломков кораблей мешает стихия
Как сообщил «Ленте.ру» официальный представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов, сигналы о бедствии поступили спасателям около 10 часов 45 минут. К месту предполагаемого крушения из Хабаровска вылетел самолет Ан-74 МЧС России, туда же направлено судно «Василий Полещук». Экипаж спасательного корабля обнаружил на месте осмотра два аварийных радиобуя различной маркировки и несколько гидрокостюмов.
— Самолет обследовал площадь около пяти тысяч квадратных километров, однако обломков судов не обнаружено, — сообщил «Ленте.ру» представитель ведомства вечером в понедельник, 8 февраля. — В 19 часов 30 минут по местному времени авиаразведка была временно прекращена, Ан-74 приземлился на Камчатке. Разрабатывается дальнейший план поисков. Продолжить спасательную операцию пока мешают погодные условия: в районе предполагаемого бедствия судов сильный шторм.
Прогнозы неутешительны: если шхуна и рефрижератор пошли ко дну, шансы экипажа на выживание близки к нулю. Глубина моря в этих широтах — несколько сотен метров.
Тайна потерянных кораблей
Ключевой вопрос, который стоит перед правоохранительными органами в свете разворачивающейся в Охотском море трагедии, — почему моряки не сообщили о том, что терпят бедствие. Необходимыми средствами связи оборудованы все суда без исключения. Специалисты выдвигают версию, что скорее всего экипажам «Норда» и «Вирпа» было что скрывать.
— Увы, практика такова, что моряки до последнего пытаются бороться со стихией в том случае, когда на борту незаконный груз, — рассказал «Ленте.ру» руководитель патриотического движения «Морское братство — нерушимо» Арсений Крицкий. — Рыба и другие биоресурсы, выловленные в море, могли быть плохо закреплены, из-за этого во время шторма могло произойти опрокидывание.
По словам собеседника «Ленты.ру», приписка судов к африканским республикам также говорит о том, что вылов рыбы мог быть нелегальным. Часто суда «прописывают» в странах третьего мира, чтобы избежать различных налогов и сборов. Популярны те державы, с правительством и силовиками которых проще и дешевле договориться, и те, где более лояльное законодательство.
«Бермудский треугольник» Тихого океана
— Охотское море — одно из самых опасных мест вылова, — рассказывает опытный мореплаватель Арсений Крицкий. — Шторм в его водах — настоящее испытание. Моряки, выходящие туда на промысел, подвергают свою жизнь большой опасности. Таковы суровые реалии жизни этих людей: они сдают в аренду судовладельцам свои мозолистые руки, чтобы заработать на жизнь своей семье. Надо сказать, что Охотское море богато биоресурсами.
Примечательно, что в момент выхода судов на промысел было объявлено штормовое предупреждение, то есть экипажи были предупреждены об опасности, но все же вышли в открытое море.
Это не первый случай, когда рыбаки идут на необоснованный риск ради того, чтобы заработать. Весной прошлого года крушение траулера «Дальний Восток» унесло более 50 жизней. После расследования этой трагедии официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин во время эфира программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в качестве одной из причин бедствия назвал жадность судовладельца и капитана, которые нарушили все мыслимые правила мореплавания. «В том, что это преступление, в основе которого жадность хозяев-предпринимателей судна и коррумпированных чиновников, сомнений нет. Это не первый подобный случай», — сказал тогда Маркин.
Потеряли свой фарватер
На сайте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ со ссылкой на Службу наблюдения за флотом и Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району сообщается, что нахождение потерянных судов в координатах, указанных аварийными навигационными устройствами, не подтверждено.
«В настоящее время следствие проводит мероприятия по установлению судовладельцев, экипажей, родственников экипажей судов, а также иные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств произошедшего», — говорится в сообщении. По факту ЧП проводится процессуальная проверка по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По предварительным данным, на судах находилось не менее 16 моряков.
В редакцию «Ленты.ру» поступило сообщение о том, что расследование причин аварии взяла на контроль Генпрокуратура России: «В связи с поступившей информацией о возможном происшествии с рыболовецкими судами в Охотском море по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дальневосточная транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности мореплавания».