Причал и подкрановый путь связаны технологически
Росморпорт потребовал прекратить право частной собственности на подкрановые пути на причалах Петропавловск-Камчатского торгового порта. Это не первая попытка пересмотреть итоги приватизации имущества российских портов.
В 1991 году в России был принят порядок приватизации предприятий. К имуществу, не подлежавшему приватизации, были отнесены в том числе портовые объекты: причалы, волноломы, маяки и т. д. (распоряжение Госкомимущества России от 16.09.1992 № 444-р).
Подкрановые пути, которые находятся на причалах и используются для передвижения кранов, в список исключений не попали. В результате причалы остались в собственности государства, а подкрановые пути перешли во владение частных компаний. Это создало проблемы обеим сторонам.
Причал и подкрановый путь связаны технологически. Они образуют единый комплекс. Но кто должен нести расходы, связанные с его эксплуатацией, ремонтом, если разные его части принадлежат разным хозяевам? Поскольку этот вопрос не всегда находил ответ, в ряде портов причалы долгое время не ремонтировались, приходили в упадок.
Спустя годы после приватизации государство пыталось вернуть подкрановые пути себе. С этой целью госведомства обращались в суды с исками. В разных регионах суды порой принимали диаметрально противоположные решения.
Например, в 2009-м государственное предприятие «Нацрыбресурс», которое получило в свое хозяйственное ведение причалы камчатского рыбного порта, обратилось в арбитражный суд Камчатского края с иском о признании недействительным права частной собственности на подкрановые пути на причалах № 1, 2 (ул. Красинцев) и 10, 11 (бухта Моховая).
Тогда суд отказал в удовлетворении иска. Главным основанием для отказа стал пропуск срока исковой давности. Суд привел и другие аргументы. Так, с момента приватизации подкрановых путей в 1994 году государство не заявляло своих прав на это имущество, не несло бремени и обязанностей собственника, не заключало договоров на использование подкрановых путей как федеральной собственности. Следовательно, оно утратило права владения.
А вот обратный пример. Четыре года назад ФГУП «Росморпорт» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области, требуя признать за государством право собственности на подкрановые пути на трех причалах в Красногорском морском торговом порту. Суд иск удовлетворил. Он признал, что спорное имущество изначально не могло быть включено в план приватизации, а то, что подкрановые пути не упомянуты в распоряжении Госкомимущества № 444-р, не является основанием для признания приватизации подкрановых путей возможной.
При этом суд не посчитал, что срок исковой давности пропущен. Вот как он обосновал свой вывод: «Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. О государственной регистрации права собственности на спорные объекты истцу стало известно только в 2018 году при получении выписки из Единого государственного реестра недвижимости».
Законность приватизации подкрановых путей проверяли и правоохранительные органы. Такую проверку инициировал полномочный представитель президента в ДВФО Юрий Трутнев, когда в апреле 2021-го посетил причалы бывшего рыбного порта в бухте Моховой, которые реконструировались по федеральной программе.
«Кто-то создал условия для того, чтобы основная часть, на которой деньги будут зарабатываться, ушла в собственность частной конторы, а реконструкция производилась за счет государства. Но так не может быть. Надо все это расследовать, разобраться, кто виноват, и, может быть, возвращать все в изначальное состояние в пользу государства Российского», – сказал Юрий Трутнев.
Однако Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте в итоге признало действия по приватизации объектов рыбного порта законными.
И вот очередная попытка пересмотреть итоги приватизации имущества портов. Росморпорт обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к ООО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», требуя прекратить право собственности этой компании на подкрановые пути на десяти причалах (три из них находятся на мысе Сигнальном, остальные – на улице Радиосвязи). Суд привлек к участию в деле прокуратуру Камчатского края. Ближайшее судебное заседание состоится 21 мая.
Стоит добавить, что возможность пересмотра итогов приватизации обсуждалась на апрельском съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
«В последнее время правоохранительные органы возбудили ряд дел по возврату в государственную собственность некоторых активов. Хотел бы подчеркнуть, что речь идет не о пересмотре приватизации, а о случаях, когда действия или бездействия собственников предприятий, имущественных комплексов наносят прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам», – подчеркнул Владимир Путин, выступая на этой встрече.
По его словам, «никакие формальные поводы и зацепки» в отношении действующих собственников бывших государственных активов недопустимы.
Источник: Рыбак Камчатки