Псковская область богата рыбными ресурсами, но чтобы их освоить, необходимо вложить немало труда и средств
То, что Псковская область – край озерный и рыбный, никому доказывать не надо. Здесь, на берегу «псковского моря», - Псковско-Чудского озера, являющегося четвертым по величине пресным водоемом Европы, - испокон веков жили знатные рыбаки. А псковский снеток, судак, щука, лещ славились далеко за пределами Псковщины: и у царского двора, и в европейских странах. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на КП.
Сегодня, по данным ученых, Чудское озеро ничуть не обеднело рыбой. Согласно двусторонним российско-эстонским соглашениям, рыбаки обеих стран имеют право вылавливать по 3377 тонн рыбы. Цифра более чем впечатляющая: хватит и чтобы внутренний спрос удовлетворить, и соседние регионы свежей озерной рыбкой накормить, и экспорт наладить. Однако, как это ни парадоксально, псковским рыбакам положенную им квоту попросту… не выбрать. Если эстонская сторона умудряется освоить ее практически полностью, то наши рыболовецкие предприятия едва преодолевают планку в 50%.
Причины такого положения дел ни для кого секретом не являются. Рыболовецкие суда, орудия лова, имеющиеся в распоряжении наших рыбаков, в подавляющем большинстве морально и физически устарели еще несколько десятилетий назад. И уж точно не идут ни в какое сравнение с возможностями тех же эстонцев, у которых матчасть отлажена по высоким стандартам Евросоюза.
Кроме того, в руинах лежит и рыбоперерабатывающая отрасль. Возможность сортировать свежевыловленную рыбу и тут же упаковывать в тару у большинства предприятий отсутствует. О том же, чтобы замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, рыбаки и мечтать не могут. А в результате, это оборачивается большими потерями при транспортировке рыбы. Выбраковка составляет от 25 до 30%. В таких условиях наблюдается отток кадров из отрасли, особенно молодежи. Общий уровень квалификации рыбаков снижается, отрасль вырабатывает оставшийся от предыдущих лет кадровый потенциал.
Для того, чтобы этого не случилось, необходимо предпринимать срочные меры: это понятно, наверное, уже всем. Видят проблему и в администрации Псковской области. Именно поэтому в 2011 году псковский губернатор Андрей Турчак подписал целевую программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы», предполагающую принятие мер по привлечению в отрасль масштабных инвестиций. Только таким образом можно поднять уровень местной рыбодобычи и рыбопереработки на современный уровень, чтобы иметь возможность на равных тягаться с эстонцами.
Не хуже, чем в Европе
Инвесторы, готовые на свой страх и риск вкладываться в добычу и переработку псковской рыбы, кстати, уже появились. Свежий пример – группа компаний «Маяк». В середине 2011 года ее владельцы выкупили два близких к банкротству предприятия в Гдовском районе: с полуразрушенными корпусами рыбоперерабатывающих цехов, старыми судами. Погасили имевшиеся у них задолженности по налогам, освободили имущество из-под ареста, оформили необходимые разрешения и лицензии. И начали вкладывать средства в ремонт основных средств, в строительство, покупку орудий лова, оборудования для переработки улова. Оборудовали причалы, наняли на работу местных жителей, сформировали рыболовецкие бригады.
Поскольку Гдовский район является приграничным, свои требования работающим там рыбодобывающим компаниям диктует федеральная пограничная служба ФСБ РФ. В частности, следуя ее указаниям, «Маяк» оборудовал по последнему слову техники все свои причалы: построил ограждение, организовал подъезд транспорта, освещение, телефонную связь, систему пожаротушения, диспетчерскую службу.
КСТАТИ
За первые полгода объем вложений составил около 40 миллионов рублей. В планах на 2012 год – инвестировать еще порядка 130 миллионов. Деньги пойдут на покупку новых судов и обеспечение всей рыболовецкой флотилии системой глобального позиционирования, на приобретение орудий лова, нового оборудования для переработки рыбы.
В количественном плане руководство группы компаний ставит перед собой задачу добывать и перерабатывать на водоемах Псковской области более 1000 тонн рыбы в год. По уровню же технического обеспечения всех этапов работы предприятие в результате должно будет, как минимум, не уступать эстонским соседям. Ведь помимо всего прочего «Маяк» намеревается получить так называемый «еврономер» - идентификатор, позволяющий поставлять продукцию на европейский рынок.
Учитывая объем инвестиций, на 2012 год запланировано и подписание соглашения между «Маяком» и администрацией Псковской области. Предприниматели рассчитывают, что к ним будет применен особый порядок сопровождения инвестиционных проектов.
Кому невыгодно?
Появление крупного инвестора не осталось незамеченным не только благодаря возобновлению работы местных рыболовецких предприятий. Деятельность «Маяка» вызвала активную (и не всегда предсказуемую) реакцию у самых разных людей.
Во-первых, выполнение группой компаний предписаний федеральной погранслужбы вызвало нарекания со стороны псковских рыбаков-любителей, облюбовавших в течение долгого времени пустовавшие причалы «Маяка» для спуска на воду своих лодок.
Забор, появившийся вокруг озерного порта и необходимость оставлять свои автомашины за пределами водоохраной зоны, многим не понравились. Несмотря на то, что доступ к воде по-прежнему является свободным для всех, само наличие контроля некоторые рыбаки восприняли как личное оскорбление. Так что «Маяк» оказался в зоне пристального внимания интернет-сообщества «Свободный берег».
Другая категория недовольным нововведениями – это все те, кто так или иначе связан с браконьерским ловом рыбы. Ведь не секрет, что на берегах Чудского озера работает немало скупщиков рыбы, поставляющих улов местных рыбаков на рынки Санкт-Петербурга или же небольшим рыбоперерабатывающим предприятиям, расположенным тут же. Именно это делает возможным браконьерство в «промышленных масштабах». И понятно, что без участия местных властей эта схема существовать не может.
Скупщики рыбы, разумеется, заинтересованы в том, чтобы поток браконьерской рыбы не иссякал. И ужесточение контроля за местами спуска на воду лодок и причаливания рыболовецких судов (а в ближайших планах «Маяка», согласно требованиям пограничников, оборудование порта системой видеонаблюдения) им явно не на руку. Так что протесты «Свободного берега» начали активно подогреваться любителями «ловить рыбку в мутной воде». И, к сожалению, интернет-активисты, не владея всей полнотой информации, оказались в двусмысленной ситуации, отстаивая чужие корыстные интересы.
Ситуация, тем не менее, стала проясняться. Изданное местной волостной администрацией постановление, согласно которому причалы «Маяка» объявлялись местами общественного пользования, потребовала отменить прокуратура Гдовского района. Так что контроль за местами выхода на воду будет сохранен и даже усилен: браконьерам и заказчикам их услуг это, конечно же, «нож по сердцу», а вот обычным рыболовам-любителям наличие диспетчера и видеонаблюдение на территории причала вряд ли чем-то может помешать.
Тем более, что «Маяк» намеревается едва ли не впервые в Псковской области развивать рыболовный туризм: обустроить гостевые домики, предложить рыбакам сопутствующие услуги: охраняемую автостоянку, аренду лодок и снегоходов, приготовления прямо на месте улова.
А процесс вывода рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей Псковщины «на чистую воду» будет продолжаться. Ведь по-другому реализовать намеченные региональными властями планы и догнать эстонцев по уровню выборки квот, обеспечив область инвестициями, а ее жителей рабочими местами и свежей рыбой, попросту не получится.