Российский ритейл "Светофор" приступает к освоению британского рынка
После успешного открытия магазинов в Германии российский дискаунтер «Светофор» начинает бизнес в Англии и Уэльсе. Каковы перспективы работы в условиях европейского локдауна?
Сразу несколько магазинов российский сети «Светофор» вскоре появятся в Великобритании, а именно в Англии и Уэльсе. Об этом пишут британские СМИ.
Концепция компании довольно проста. Она заключается в том, что сам магазин — это склад. Залеживаться ничего не должно. Никакого мерчендайзинга. Весь товар стоит на деревянных паллетах (поддонах), вся продукция — с длительным сроком хранения. Хлеб и пирожные здесь не продают. Никакой входной платы для поставщиков. Договоры с ними заключаются напрямую. Минимум сотрудников — всего десять человек (включая директора) на магазин площадью 1000 квадратных метров.
Такой же подход будет и в британских магазинах. Первый заработает уже в следующем месяце в Престоне (в Англии), рассказал британскому изданию о торговле продуктами The Grocer глава отдела закупок местного филиала Павел Антонов. Еще три магазина откроются в Уэльсе. «У нас нет конкурентов. Наша модель — без услуг и без маркетинга», — говорит Антонов.
Такой подход позволяет устанавливать цены в полтора-два раза ниже, чем у конкурентов. Правда, в Британии обещают только минус 30%. Дешевые магазины будут востребованы в Англии и Уэльсе, полагает исполнительный директор консалтинговой компании VSK Group Максим Тищенко. Коронавирус сыграл на руку «Светофору», отмечает он.
Максим Тищенко, исполнительный директор консалтинговой компании VSK Group:
«Коронавирус — это как одна из причин того, что доходы населения значительно сократились, в том числе и в Европе. Кто-то остался без работы, какие-то компании обанкротились и так далее. Россияне не отличаются от европейцев ничем: кушать хочется всем и покупать хочется задешево еду. Здесь успех вполне ожидаем, предсказуем. Мы видим, что и в России «Светофор» достаточно успешно развивается, почему бы не попробовать себя в Европе? С учетом того, что там не так много дискаунтеров, которые могут посоперничать со «Светофором», я думаю, что это вполне успешная идея».
Конкурентами «Светофора» считаются немецкие сети, работающие по всей Европе, Lidl и Aldi. Как пишут британские медиа, россияне ориентируются именно на них и американский Walmart.
В самой Германии «Светофор» два года назад уже открыл несколько своих магазинов. Они оказались настолько востребованны, что, например, в Лейпциге за первые два дня работы все товары были раскуплены. В Великобритании, как и в остальных европейских странах, магазины ретейлера будут работать под брендом Mere. Супермаркеты есть в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Сербии. В планах — Испания, Франция, Греция. Впрочем, для расширения бизнеса в Европе нужна другая стратегия, говорит аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер»:
«Лучший способ выйти на рынок для продовольственного ретейла — это покупка какого-то игрока на рынке. В свое время компания Walmart, крупнейший продовольственный ретейлер в мире, хотела войти в Россию, купив кого-то из местных игроков. Соответственно, есть прецеденты, когда все они покупали какие-то крупные компании. Насколько я помню, аффилированные с «Альфа групп» структуры покупали ритейлеры, по-моему, даже в Британии — вроде бы это был ретейлер, который занимался здоровой едой. Это один из примеров того, как это возможно осуществить. И в принципе, бизнес сохранял свою долю, функционировал, но чтобы они выходили с нуля без покупки конкурента — это, скорее всего, нереализуемо».
В этом году владельцы «Светофора» впервые попали в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Компанию основали два брата Сергей и Андрей Шнайдеры. Но сам бизнес записан на их мать — Валентину Шнайдер, которая, как пишут СМИ, в операционном управлении не участвует. Ее состояние оценивается в 650 млн долларов. Свой бизнес семья начала 11 лет назад с продуктового магазина в Красноярске. До этого были алкомаркеты со звучным названием «Напильник».
Сейчас «Светофор» — это крупная торговая сеть из 1700 магазинов, представленная почти во всех регионах России. Даже «Пятерочка» есть не везде. При этом «Светофор» — это первый и пока единственный из отечественных продуктовых ретейлеров, кто шагнул в Европу и успешно ведет там бизнес.