Сергей Тарусов: «Планируем за 5–10 лет полностью обновить наш флот» |ФОТО
Для колхоза им. В.И. Ленина уходящий год был насыщен событиями. С 2018-м связаны новые планы и надежды, хотя тревог тоже хватает.
Об итогах и перспективах мы говорим с председателем колхоза Сергеем Тарусовым.
– Сергей Борисович, каким для вашего предприятия был 2017-й?
– Год сложился для нас благоприятно. Наше предприятие показало хорошие результаты на промысле минтая, лосося, сельди. К сожалению, сайровая экспедиция по ряду объективных причин не оправдала ожиданий. Запасы сайры в дальневосточных водах снижаются, но ее ниша на промысле не останется пустой. На смену сайре идут такие перспективные виды, как сардина иваси и скумбрия. Мы уже готовимся к их добыче.
Кроме того, в 2017-м колхоз им. В.И. Ленина активно работал по своим инвестиционным программам. Как вы знаете, в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» по нашему заказу идет постройка трех траулеров-сейнеров. Один из них – «Ленинец» – уже спущен на воду. Началось его техническое оснащение. В ноябре следующего года он будет вести промысел у берегов Камчатки. На двух других судах – «Командоре» и «Ударнике» – завершаются корпусные работы.
Судно аналогичного проекта «Громобой», которое мы купили в Норвегии, работает у нас два года. На его примере мы убедились в эффективности такого флота. Эти суда универсальны. Они могут работать тремя орудиями лова: тралом, снюрреводом, кошельком, который будет востребован на добыче сардины иваси. При этом рыбу не поднимают на борт, а закачивают насосом в трюмы, где она охлаждается забортной водой. Это позволяет сохранять свежесть улова в течение семи суток.
Раньше мы могли возить рыбу на берег для переработки только из ближайшей подзоны – Петропавловск-Командорской. Доставлять улов из других районов промысла без потери качества было невозможно. Из-за этого береговые фабрики были ограничены в сырце и не развивались. С приходом новых траулеров-сейнеров мы сможем везти свежий сырец на берег практически из всех районов, где ведем промысел.
Если говорить о перспективах, то планируем за 5–10 лет обновить наш флот полностью. Чем больше суда физически и морально стареют, тем менее выгодно на них работать. Новый флот – это совсем другая отдача, более качественная продукция с более низкой себестоимостью.
– Наши калининградские коллеги пишут: мол, «Ленинец» – неудачное название для судна в наше время. Не зайти «Ленинцу» ни в Польшу, ни на Украину, где идет «десоветизация».
– Это название – часть истории колхоза, от которой мы не отказались. Так назывался БМРТ, который работал на нашем предприятии с 1968 до 1990-х годов. Что касается Польши и Украины, «Ленинец» туда заходить не собирается. Он построен для промысла на Дальнем Востоке.
Каким путем он доберется до нашего региона из Калининграда, пока не решено окончательно. Южный путь не безопасен. Я сам вел судно через Суэцкий канал 20 лет назад, будучи капитаном. Пришлось выдержать настоящую осаду, когда пираты пытались взять нас на абордаж. Северный морской путь более спокойный. Он займет меньше времени (20 суток против 50). Вопрос в ледокольном сопровождении. Но Россия строит достаточно мощные ледоколы, которые способны обеспечить навигацию.
– Сегодня экипаж обязан обеспечить во время промысла строгий учет улова раздельно по видам. На судах, как «Ленинец», где рыбу закачивают в танки насосом, невозможно определить ни точный объем добытых водных биоресурсов, ни их видовой состав. Как в таких условиях вы будете эксплуатировать новый флот?
– Это серьезная проблема. Она касается не только нас, а все компании, которые доставляют рыбу на берег и эксплуатируют береговые перерабатывающие мощности. Сортировать улов по видам, исходя из существующих правил, крайне сложно даже на тех судах, которые поднимают улов на борт. Ведомства, которые контролируют выгрузку рыбы на берегу, постоянно выявляют неточности, штрафуют капитанов и судовладельцев. Хотя в данном случае рыбаки не наносят государству никакого ущерба.
Отраслевые эксперты считают, что вести учет улова можно не в море, как сейчас, а на берегу после его выгрузки. В феврале 2017 года губернатор Камчатского края Владимир Илюхин на встрече с Владимиром Путиным затронул этот вопрос. Президент поручил рассмотреть предложения нашего региона. Пока изменений нет, но мы видели поправки в правила рыболовства, которые должны вступить в силу во второй половине 2018 года. Если они будут приняты в нынешней редакции, для нас это станет хорошей новостью.
– Программа колхоза предусматривает строительство не только флота, но и рыбоперерабатывающих заводов. Расскажите, как будет развиваться береговая база предприятия.
– Мы планируем строить два завода: один в Петропавловске-Камчатском, второй в поселке Октябрьском. Что касается первого предприятия, оно будет построено на территории колхоза в Сероглазке. Проект готов. В его разработке нам помогала исландская компания, одна из лучших в этой сфере. В конце января 2018-го приступим к строительным работам. Этот завод будет оснащен самым современным оборудованием. Наш флот сможет доставлять сюда до тысячи тонн рыбы в сутки. Здесь будут выпускать широкий ассортимент продукции, например, парное филе минтая или трески. В первую очередь будем насыщать камчатский рынок. Кстати, в Сероглазке будет построен новый магазин, где мы представим всю линейку нашей продукции.
Существующую фабрику береговой обработки рыбы модернизируем под береговой холодильник, что увеличит наши морозильные мощности с 3 тысяч до 5,5 тысячи тонн.
Завод в Октябрьском будет нацелен, прежде всего, на производство мороженой продукции. Он займется в основном переработкой лосося, будем доставлять на него и белорыбицу. Это позволит увеличить срок его работы до 7 месяцев в году.
Два новых завода обеспечат в Петропавловске и Октябрьском порядка 250 рабочих мест.
– В 2008 году, когда впервые проводился конкурс на закрепление рыбопромысловых участков для промысла лосося, колхоз им. В.И. Ленина оставили ни с чем. Как вам удалось сохранить свою долю на лососевом рынке?
– Действительно, по итогам конкурсов колхоз не получил ни одного участка. Мы понимали, что лососевый промысел нам жизненно необходим. Начался поиск партнеров. Наше предприятие приобрело две компании, у которых есть рыбопромысловые участки на западном и восточном побережье Камчатки.
Предприятие должно быть загружено работой круглый год. Каждый месяц должен приносить доход. Сегодня лосось наравне с минтаем, сельдью, сайрой, крабом и другими ресурсами имеет важную долю в системе наших доходов.
– На горизонте вновь замаячил призрак «рыбных» аукционов. Обсуждается возможность забрать у нынешних добытчиков краба их квоты на этот ресурс, чтобы пустить с молотка. У вашего предприятия тоже есть крабовые квоты. Сильно ли оно пострадает, если лишится их?
– Мы планировали инвестиционную программу с учетом всех квот, которыми обладаем, включая крабовые. Она потребует порядка 7,5 млрд рублей. Это большая финансовая нагрузка для предприятия. Но если колхоз потеряет возможность добывать краба, мы окажемся в очень трудной ситуации.
В свое время государство мотивировало рыбные предприятия на постройку судов и береговых заводов. Это было правильным решением. Действительно необходимо обновлять флот и развивать береговую переработку. Но не честно объявлять аукционы после того, как мы вложили все свободные средства в эти проекты и взяли кредиты. Мы не сможем участвовать в аукционах, так как у нас нет денег на покупку квот. Нас просто сняли с дистанции в пользу тех компаний, которые не несут таких инвестиционных расходов, как наше предприятие. Это нарушение всех правил конкуренции.
Надо создавать условия для того, чтобы рыбаки инвестировали в постройку судов, причалов, заводов. Но аукционы сведут все эти начинания на нет. Увидит ли Камчатка деньги, вырученные от продажи квот? Сомневаюсь.
С наступающим годом связаны тревожные ожидания. Но мы надеемся, что руководство страны не допустит отмены базовых принципов закона о рыболовстве.