Широкие перспективы порта Зарубино
Расположенный в непосредственной близости к Китаю и Северной Корее, морской порт Зарубино, тем не менее, с советских времен и до сих пор находится на стадии проектирования. Дело в том, что оно ведется в зависимости от конъюнктуры и формирует перспективы порта то как пункта контейнерного транзита, то как рыбопромыслового кластера, то как зернового терминала. При этом возможности порта по грузообороту могут достигать более 1 млн тонн. Однако для перехода на новый уровень необходима модернизация портовой инфраструктуры, подходных путей и комплексное развитие грузовых специализаций.
Экспорт рыбы, импорт шин
По данным Службы капитана порта, несколько лет назад, благодаря модернизации, порту Зарубино удалось утроить показатели грузооборота, перевалив более 350 тыс. тонн грузов за год. Приспосабливаясь к рынку, в целом порт демонстрирует положительную динамику, особенно сегодня, когда спрос на портовые мощности на Дальнем Востоке заметно возрос. Так, в первом квартале 2022 года грузооборот вырос на 26%, до 131 тыс. тонн.
Основные виды грузов сегодня – это рыбная продукция, зерно, металлы и автомобильные шины. Перевалку обеспечивают две стивидорные компании – «Морской порт в бухте Троицы» и «Зарубинская база флота». Для обеих традиционным грузом остается мороженая рыба и морепродукты. Номенклатура других грузов меняется в зависимости от рыночной ситуации.
Ежегодно порт посещает более тысячи судов, в основном рыболовные, сухогрузные и рефрижераторные, большая часть – под российским флагом. В этом году отмечается рост заходов рыболовных судов.
Сейчас «Морской порт в бухте Троицы» отправляет на экспорт главным образом алюминий в слитках. Была пробная партия меди в листах. Успешным оказался и экспорт зерна. Новый международный режим, изменивший в пользу восточного направления сложившуюся в России систему грузопотоков, пока существенно не повлиял на работу порта. Но здесь ожидают увеличения грузооборота. Уже поступают предложения на перевалку новых видов грузов: пиломатериалов в пачках, грузов в биг-бэгах, тарно-штучных грузов и других.
Появился новый вид импортного груза – крупногабаритные шины для карьерных самосвалов, тяжелых грузовых автомобилей и специальной техники. Очевидно, грузопоток будет только расти.
Несколько лет назад в порту в рамках проекта международного транспортного коридора была начата программа по развитию контейнерного сообщения, но развития не получила. К сожалению, из-за отсутствия специализированных площадок и оборудования сейчас перевалка контейнеров временно прекращена.
Мощности порта
Несмотря на ограниченные возможности по перевалке некоторых видов грузов, пропускная способность порта на порядок выше его текущей загрузки.
Основной стивидор – «Морской порт в бухте Троицы» – имеет в своем распоряжении 4 причала общей протяженностью 650 метров, способные принимать суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. В наличии у компании 4 портальных крана: 2 – грузоподъемностью 10 тонн и 2 – грузоподъемностью 6 тонн. Общая площадь открытых складов для генеральных грузов и автомобилей составляет порядка 100 тыс. кв. метров, площадь крытых складов – 11 тыс. кв. метров. Также стивидор имеет холодильный комплекс на 12 тыс. тонн единовременного хранения, который в период путины загружен полностью, а в остальное время – примерно наполовину.
«Зарубинская база флота» занимает 2 причала общей протяженностью 191 метр, принимая суда длиной до 100 метров и осадкой до 5,5 метра. В распоряжении компании 3 склада по 500 тонн для хранения мороженной и охлажденной рыбопродукции и водных биоресурсов, которые загружены постоянно. Выгрузка производится автокранами или судовыми грузовыми устройствами.
В настоящее время в порту идет модернизация складских поверхностей (укладывается твердое покрытие) и складских помещений, а также приобретается специальная техника для перевалки груза.
«Северный» и «Южный» варианты развития
Существует два варианта развития порта Зарубино – условно, «Северный» и «Южный».
Вариант «Северный» связан со строительством зернового терминала, о котором говорят уже несколько лет, но который все еще остается на стадии проекта. В 2020 году декларацию о намерениях инвестирования в строительство объекта «Терминал по перевалке зерновых грузов в морском порту Зарубино» объявило ООО «Люмис». Проектная мощность предполагалась 4 млн тонн в год с перспективой развития до 10 млн. Работы по строительству терминала в настоящее время не ведутся.
Зерно, которое переваливается в порту сейчас, – это инициатива компании «Морской порт в бухте Троицы». Под зерновые было построено два склада временного хранения вместимостью по 3500 тонн каждый, закуплено оборудование для погрузки зерна на суда как со складов, так и по прямому варианту «автомобиль – судно».
Для реализации масштабного проекта компании «Люмис» требуются дополнительные инвестиции, поскольку, кроме строительства самого терминала, необходимо решить комплекс других проблем. Так, важно устранить недостаточную пропускную способность авто- и железной дороги для заданного грузопотока: 10-километровая железнодорожная ветка от станции Сухановка до станции Зарубино имеет ограничение по длине состава 10 вагонов и скорости движения – 15 км/час, а состояние автодороги Раздольное – Краскино, несмотря на постоянные ремонты, оставляет желать лучшего.
Кроме того, на увеличение грузооборота уже сегодня влияет ограниченная пропускная способность международного автомобильного пограничного перехода Краскино – Хуньчунь. Среди других проблем – отсутствие резервов мощностей по снабжению электроэнергией и дефицит водоснабжения. Эта проблематика связана с развитием всего Хасанского района.
Также в проекте строительства зернового терминала отсутствуют волнозащитные сооружения. Строительство терминала планируется в зоне, где тайфун «Майсак» в 2020 году нанес наибольшие повреждения: участок железнодорожной ветки Сухановка – Зарубино был просто смыт волнами. Конечно, такие тайфуны бывают не каждый год, а раз в полвека, но это тоже надо принимать в расчет.
Вариант «Южный» развития порта ориентирован на перевалку морской продукции. Рыбопромысловая компания располагает обширной территорией, на которой можно было бы разместить базу технического обслуживания флота, станцию проверки спасательных средств, склад запасных частей и судового снабжения. Кроме того, есть возможность продлить причальную линию от причала №6 до угла причала №1 с засыпкой мелководной части акватории гавани Силач.
На новой причальной линии можно было бы разместить причал для вспомогательного флота (отсутствующий в проекте зернового терминала), новый пассажирский причал, специализированный причал для бункеровки рыболовных судов с береговых емкостей и автоцистерн, причал для отстоя и ремонта рыболовных судов, а возможно, и укрытую стоянку для маломерных и спортивных судов.
Для защиты причалов №1-4 от волнения стоит произвести отсыпку острова Браузер в северо-восточном направлении до изобаты 5 метров и уложить тетраподы по береговой линии острова. Реализация всех намеченных проектов могла бы в разы повысить грузооборот Зарубино и дать новую жизнь не только порту, но и муниципальному поселению.
Юрий Григоренко, исполняющий обязанности капитана морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»
Фото: ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»