Союз рыболовецких колхозов России отмечает свой 35-ти летний Юбилей
Немного истории и картина сегодняшнего дня в беседе председателя правления Союза рыболовецких колхозов России (Росрыбколхозсоюза) Андрей Ануфриева и координатора проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой.
Анна Горнова: - В октябре, возглавляемому Вами Союзу рыболовецких колхозов России, исполняется 35 лет. Говорят, что во времена СССР рыбная отрасль имела самый высокий уровень принятия решений. Каким документом был учреждён Союз?
Андрей Ануфриев: - Союз рыболовецких колхозов России – старейшее объединение рыбной отрасли в нашей стране. В этом году Союз отмечает Юбилей 35-летие со дня образования. Предложение об образовании Всесоюзного объединения рыболовецких колхозов было одобрено Постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1985-го года № 296 «О совершенствовании руководства рыболовецкой колхозной системы». Учредительным съездом уполномоченных представителей рыболовецких колхозов 15 октября 1985-го года было утверждено Всесоюзное объединение рыболовецких колхозов. 15 апреля 1992-го года Протоколом собрания учредителей рыболовецких колхозов Всесоюзное объединение рыболовецких колхозов было реорганизовано в Союз рыболовецких колхозов России (Росрыбколхозсоюз).
А.Г. - Каков Союз сегодня? Какой общий годовой вылов у предприятий Союза? И если говорить о прибрежном рыболовстве, какой процент от общего вылова, какой объём организации Союза вылавливают за счёт прибрежной квоты?
А.А. - В настоящее время, в Росрыбколхозсоюз входят 7 региональных союзов, 1 ассоциация. Система объединяет 65 рыбопромышленных предприятий разных формам ведения рыбохозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства, из них 60 % (39) рыболовецких артелей (колхозов). 20 членов Союза являются градо- и поселкообразующими, расположенными, в основном, в Арктической зоне РФ, районах Крайнего Севера и районах, приравниваемых к ним. Рыбохозяйственные организации ведут свою хозяйственную деятельность, в т. ч., добычу рыбы в 5-ти бассейнах: Западном, Северном, Волжско-Каспийском, Дальневосточном, Черноморском. Основополагающей деятельностью членов нашего Союза является добыча водных биоресурсов. Ежегодно они вылавливают более 300 тыс. тонн. рыбы, осуществляют прибрежное и промышленное рыболовство. С 2019-го года законодателем введено единое промысловое пространство, единые квоты - в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства. Каждый год пользователь сам определяет вид рыболовства. Некоторые наши организации вылавливают до 100 % при прибрежном рыболовстве, имея свои рыбоперерабатывающие мощности. Это зависит от рыбохозяйственного бассейна. На Балтике в море вся прибрежка, на Дальнем Востоке в целом порядка 70%. На севере из-за специфики доставки, в основном промышленное рыболовство.
А.Г. - Сколько судов строят организации-члены Союза на сегодняшний день? Сколько уже построили? И какие инструменты государственной поддержки наиболее востребованы Вашими организациями для обновления флота? Довольны ли предложением российских верфей?
А.А. - В Калининградской области рыболовецкими колхозами планируется построить до 2025-го года 11 маломерных судов для работы в заливах. Наши организации принимают участие в программе инвестиционных квот и реализуют социально значимые инвестиционные проекты в своих регионах. К примеру, рыболовная компания «Глобус», являющая членом Союза рыболовецких колхозов Архангельской области строит под инвестиционные квоты ярусолов «Марлин» на судостроительной заводе «Северная судоверфь» в г. Санкт-Петербурге. Столкнулись с задержкой по срокам строительства более года при том, что компания произвела 100% оплату за судно согласно условий судостроительного договора и графика платежей.
Рыболовецкий колхоз им. Ленина на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» строит самый большой в России траулер-процессор длиной 120 метров стоимостью 7,5 млрд. рублей. Срок ввода в эксплуатацию судна 2023-й год. Здесь также вынуждены констатировать задержку сроков строительства, при этом колхоз выполняет свои обязательства по контракту перед заводом. С такими же проблемными вопросами, ставящими под угрозу реализацию программы строительства судов под инвестиционные квоты столкнулись рыбохозяйственные организации-заказчики на ПАО «Выборгский Судостроительный завод». К сожалению, причины задержки строительства рыбопромысловых судов на судостроительных заводах входящих в Объединенную Судостроительную Корпорацию (ОСК) имеют системный характер. На судостроительных заводах не хватает квалифицированных кадров, как рабочих специальностей, так и инженерных. Судоверфи не готовы к строительству высокотехнологичного рыбопромыслового флота. Количество заказов на строительство гражданских судов не соответствует реальной производственной мощности верфей. Сегодня у верфи отсутствует финансовый стимул выполнения строительных заказов в срок. Платежи не привязаны к этапам строительства, заказчика обязывают выполнять платежи строго по графику, не смотря на отсутствие результата строительства судна. Деньги рыбаков, перечисленные за строительство судов, верфи используют в счёт погашения задолженностей по своим обязательствам перед банками, к которым рыбохозяйственные компании –заказчики не имеют никакого отношения. Рыбаки считают, что финансовые платежи нужно привязать к выполнению объёмов судостроительных работ. Всё это требует необходимости внесения соответствующих изменений в судостроительный договор, а также изменений договора на закрепление и предоставление инвестиционных квот Росрыболовством. Всё это мы изложили в своём обращении в профильную Рабочую группу сенаторам в Совете Федерации. Сейчас данный вопрос на парламентском контроле. Сенаторы вместе со всеми сторонами-участниками процесса пытаются помочь в нормативно-правовом отношении.
А.Г. - Сегодня в России прогрессирует проблема недозагруженности береговой переработки. Она усилилась после того, как в т.ч. и за счёт инвестквот, рыбаки стали вкладываться в строительство высокотехнологичных судов с глубокой переработкой в море. Если в море мы произвели филе шоковой заморозки, которое сохраняет высокую питательную ценность, то что везти на береговые заводы тогда? Какова Ваша позиция в этом вопросе? Нет ли на данном направлении переизбытка мощностей?
А.А. – В данном случае ответ прост. Прежде чем строить где-то заводы, надо провести анализ, а хватит ли сырья? Где действительно есть необходимость в перерабатывающих мощностях и это логично. Не надо строить ради стройки. А филе считаю надо выпускать в море, и это делается, как правило, далеко от береговых заводов. В море продукция производится из свежего, «парного» сырца. А на заводе делается из мороженного, такая продукция теряет питательную ценность.
А.Г. - Ряд предприятий Союза расположены на удалённых окраинных территориях России, часть из них в труднодоступных районах. Для национальной безопасности важно, чтобы местное население оставалось и было закреплено на этих землях, чтобы люди не уезжали. Вахтовый метод в данном вопросе – не выход. Как стимулировать повышение качества жизни в таких районах?
А.А. - Для того чтобы местное население оставалось на своих территориях, им необходимо дать возможность работать. А это означает - сохранить исторический принцип наделения квотами, закрепить на постоянной основе за малыми организациями квоты на вылов, не повышать налоговую нагрузку, сохранить существующие льготы и преференции за градо- и поселкообразующими организациями. Не менять постоянно правила игры, т.е. не менять рыбное законодательство. И сделать все-таки силами государства анализ - что необходимо прибрежным небольшим территориям. Наладить там обыкновенную инфраструктуру, не лишать работы, и люди сами там останутся.
А.Г. – Согласно законодательству, биологические ресурсы принадлежат государству, которое отдаёт его в пользование организациям на тех или иных условиях и контролирует, чтобы ресурс использовался максимально эффективно. Нужно обеспечивать и внутренний рынок и поставлять на внешний, и соответственно полученную прибыль направлять на развитие отрасли. Насколько на Ваш взгляд сегодня эффективно используется рыбаками наша ресурсная база? Чтобы Вам хотелось бы изменить в отрасли?
А.А. - Согласен, что прежде всего нужно кормить население страны своей выловленной в дикой природе рыбой и произведённой из неё продукцией, которая на порядок лучше импортной выращенной. Наш рыбак, наверное, как никто другой хочет, чтобы на прилавках была рыба, выловленная им, и по доступной цене. Но не всегда это зависит только от рыбака. Есть ряд причин: это и низкие закупочные цены, логистика, аппетит риелторов. Несовершенство законодательства и как следствие - чрезмерные контрольно-надзорные мероприятия - административные барьеры. Судостроение, судоремонт необходимо восстанавливать, в этом нужна помощь государства. А не просто сказать рыбакам - идите и стройте здесь, ремонтируйте здесь, хотя по сути пока - не строить, не ремонтировать негде. Всё-таки не надо всё взваливать на рыбака. Главная задача рыбака - это рыболовство, а потом уже и продажа, и строительство.
А.Г. - В работе Союза просматривается несколько социальных аспектов - это развитие инфраструктуры на удалённых территориях и возможность реализации социальных региональных программ с российской береговой переработкой для нужд внутреннего рынка. Как бы Вы хотели видеть поддержку государства этой социальной составляющей?
А.А. - В государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696, считаю целесообразным отдельно выделить подпрограмму прибрежных сельских территорий. Так, сейчас Общественная палата РФ проводит опрос для выяснения отношения сельских жителей к реализуемым государством инициативам. Опрос призван выявить осведомленность жителей села (в т. ч. жителей прибрежных посёлков) о госпрограмме и их мнение по её улучшению. Для более полного учёта потребностей развития прибрежных поселков, где основным видом хозяйственной деятельности является рыболовство, просят принять активное участие и высказать интересы рыбацких посёлков, прибрежных населённых пунктов, чтобы учесть их при реализации государственной программы. Мы активно принимаем участие в этом опросе.
А.Г. - Каковы Ваши планы развития Союза? Какие цели, задачи ставите? Каким видите будущее своей организации?
А.А. - Цели неизменны - это защита интересов членов Союза. Надеюсь, что наши хозяйства будут сохраняться и развиваться, пополняться новыми членами.
Беседу вела координатор проекта «Морская политика»
Центра стратегических оценок и прогнозов
Анна Горнова