Супертраулер «Георгий Мещеряков»: будущее, которое уже наступило
Камчатский промысловый флот пополнился супертраулером «Георгий Мещеряков». Это первое в своем классе судно, которое открывает новую страницу в судьбе и компании «Океанрыбфлот», и всей рыбной отрасли края.
У этого события есть своя предыстория. В 2015 г. руководство «Океанрыбфлота» приняло решение о поэтапной замене главных добытчиков компании — больших морозильных рыболовных траулеров, построенных в 1980-х. Ставку сразу сделали на новострой.
В качестве проектировщика была выбрана норвежская компания Skipsteknisk, одна из лучших в этом деле. С учетом рекомендаций и опыта камчатских рыбаков был сформирован оригинальный проект супертраулера со следующими характеристиками: длина — 108 м, ширина — 20 м, скорость — 16 узлов. Вместимость — до 150 человек; 12 технологических линий на борту способны перерабатывать в сутки 450 тонн рыбы.
Представители «Океанрыбфлота» объехали ведущие судостроительные заводы мира. В итоге выбор был сделан в пользу турецкой верфи «Терсан», которая уже имела опыт строительства рыболовецкого флота по проектам Skipsteknisk.
В июне 2018-го, в год 50-летия «Океанрыбфлота», в Петропавловске-Камчатском генеральный директор компании Евгений Новоселов подписал контракт с представителями «Терсана» на строительство двух траулеров. В мае 2019 г. на верфи состоялась торжественная церемония начала резки металла.
Когда начиналось строительство, из Москвы пришла трагическая новость: на 89-м году жизни скончался Георгий Васильевич Мещеряков, легендарный камчатский капитан, Герой Социалистического Труда, первый начальник Управления океанического рыболовства. Его имя, не задумываясь, дали новому траулеру.
12 июня 2020 г., в День России, судно было спущено на воду. В мае 2021 г. начались ходовые испытания, рейс обеспечивали турецкий и российский экипажи. Затем судостроителям предстояли отладка оборудования, доковые работы, покраска судна. Осенью 2021 г. траулер был полностью готов к передаче заказчику.
15 октября на верфи «Терсан» зазвучал гимн России. Под торжественную музыку на судне подняли государственный флаг нашей страны. В тот же день на нем была открыта мемориальная доска с именем Георгия Мещерякова.
Командование супертраулером принял капитан-директор Александр Бевзик. Под его руководством камчатский экипаж из 56 человек начал готовить судно к долгому переходу. В экипаж также были включены специалисты турецкой верфи: старший механик и электромеханик.
14 ноября «Георгий Мещеряков» вышел из порта Ялова. Так начался его путь через Мраморное, Эгейское, Средиземное моря, Индийский и Тихий океаны. И вот, наконец, он дома. 18 января 2022 г жители Петропавловска-Камчатского увидели в Авачинской губе громадный корабль, по длине обогнавший и старые БМРТ, и более новые супертраулеры испанской постройки, которые в свое время считались гигантами.
На причале терминала «Сероглазка» «Георгия Мещерякова» ждала торжественная встреча. Губернатор Владимир Солодов поздравил коллектив компании и всех земляков с историческим событием: «По итогам 2021 года на Камчатке зафиксирован рекордный улов в 1 млн 659 тыс. тонн. Это новый уровень, который достигнут во многом с участием «Океанрыбфлота». В основе наших успехов — люди. Благодаря вашему труду, уважаемые рыбаки, развивается экономика, прирастают уловы, создаются рабочие места и процветает край. Хочу пожелать, чтобы с вводом в строй нового судна повышалась привлекательность отрасли для молодежи».
Среди встречавших супертраулер была и дочь легендарного капитана Георгия Мещерякова Наталья. Она поблагодарила руководство компании за то, что на Камчатке хранят память о ее отце.
«Он считал, что его успех обеспечивала команда единомышленников. Поэтому он всегда знал свою команду от и до. Хочу пожелать экипажу нового судна стать командой и вместе стремиться к одной цели», — пожелала Наталья Мещерякова рыбакам.
Гости нового судна были впечатлены его размерами, технологической начинкой и уровнем комфорта. Это будущее камчатского флота, которое уже наступило.
«Георгия Мещерякова» ждет много работы. Он будет добывать как пелагические, так и донные виды рыб, принимать на переработку лосось, поэтому календарный план промысла достаточно широк. Обширной будет и его география: характеристики судна и автономность позволяют ему трудиться в самых сложных районах, вплоть до Арктики.
Тем временем на верфи «Терсан» уже завершают работу над вторым судном этой серии, которое названо в честь другого выдающегося работника рыбной отрасли Камчатки — Владимира Бирюкова. Траулер был спущен на воду в июне 2021 г.
Супер. Ну и надо было камчатскому губернатору отведать эту информацию президенту.
Доброе утро! Вот собственно и ответ, почему крупных строим в Турции по норвежскому проекту? Надежно!!! Быстро и качественно!! И он будет окупаем в разумные сроки, на привычных объектах промысла; скумбрия т/о, сардина иваси, минтай, сельдь т/о, приемка лососевых летом.
Как-то странно говорить о надежности и эффективности судна, не проработавшего ни дня. постучите по дереву, что ли.
Доброе утро! стучу конечно! Судов по норвежскому проекту ST 119 PFC построено уже 22. Это старый проверенный годами проект траулера. Мы же их облазили и изучили в свое время на Фарерах. Безусловно, риски есть. Но в данном случае они минимальны.
Во-первых, Мещеряков — проект ST-129. Гораздо больше, чем ваш ST-119. Это всего лишь второе судно этого проекта, первое — Владимир Лиманов РРПК. Во-вторых, суда одного проекта (и 119 тоже) похожи в основном обводами корпуса. Это вам не БАТМ. Вся (ВСЯ!) начинка у них выбирается заказчиком. Разные главные и вспомогательные двигатели, разная пропульсия, разная конфигурация трюмов и расположение кают, абсолютно разные цеха и рефка. Про электронику и говорить не стоит. Как они будут вести себя вместе и по отдельности — пока никто не знает. Стучим по деревьям непрерывно. Детских болезней у Лиманова, например, оказалось, мягко говоря, много, и не все пока вылечены.