Супертраулер «Георгий Мещеряков» пополнил ряды промысловых судов «Океанрыбфлота»
Исторический день: 19 октября 2021 года на турецкой судоверфи «Терсан» зазвучал гимн Российской Федерации. Это означало, что на супертраулере «Георгий Мещеряков» поднят российский флаг, корабль построен и передан в собственность заказчика — крупнейшей рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот». Акт приёма — передачи был подписан накануне, 15 октября.
«Сегодня — знаковое событие для всех нас. Мы очень долго ждали этот день, и сейчас у всех небывалый прилив сил. Пройден сложный путь от разработки проекта до завершения строительства, сегодня траулер готов и мы с нетерпением и надеждой ждём, когда наш первенец уйдёт в свой первый рейс, — говорит генеральный директор рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. — Он назван в честь великого нашего коллеги — легендарного капитана, первого директора «Океанрыбфлота» (тогда ещё Управления Океанического Рыболовства) Георгия Васильевича Мещерякова.
Георгий Васильевич прошёл путь от простого матроса до капитана и всегда, на любой должности показывал пример настоящего трудового героизма. В 1964 году на БМРТ «Узбекистан» он поставил мировой рекорд по добыче минтая и получил звание Героя Социалистического труда СССР. Капитан Мещеряков ушёл из жизни 16 июня 2019 года, когда это судно уже готовили к церемонии закладки киля. И мы, не задумываясь, дали его имя новому траулеру. Я уверен, что с таким именем новое судно проживёт долгую, счастливую жизнь и тоже будет показывать лучшие результаты». История этого промыслового судна началась в 2015 году, когда было принято решение об обновлении флота. Специалисты компании искали вариант принципиально нового траулера, который бы соответствовал всем требованиям современности и подходил для работы в суровых реалиях Севера. Бывалые моряки старались учесть условия промысла в холодных и неспокойных северных морях, безопасность мореплавания, комфорт для экипажа.
«Мы долго искали проектировщика, который бы учёл наши пожелания и создал нужный нам вариант, и в результате доверились норвежской компании «Skipsteknisk», — рассказывает Евгений Новоселов. — Затем изучили возможности и предложения российских и мировых судоверфей. По совокупности причин было принято решение строить на турецкой судоверфи «Терсан». Проект необычный, потому порой было непросто прийти к соглашению, но все стороны были заинтересованы в успехе, и потому два года спустя макет воплотился в жизнь».
В Советском Союзе промысловый флот строился серией, по одному проекту возводились десятки, а то и сотни судов. В «Океанрыбфлоте» и по сей день работают суда типа «Пулковский меридиан», но суда уже устарели, и постоянный ремонт негативно сказывается на доходах и престиже компании. Для успешной деятельности обновление флота было необходимо.
Контракт на строительство нового судна на турецкой судоверфи «Терсан» по проекту норвежской компании «Скипстехник» был подписан в офисе «Океанрыбфлота» в июне 2018 года. Уже тогда все в компании понимали, какой серьёзный, рискованный и ответственный сделан шаг. Но это — шаг в будущее.
И уже год спустя, в мае 2019 на судоверфи «Терсан» начинают резать металл для нового судна. Генеральный директор компании Евгений Новоселов нажимает кнопку пуска. Первый лист металла, первый заваренный шов. Чертежи начинают оживать.
В июле 2019 год проходит церемония закладки киля. Это важное событие для всех сторон — заказчика, проектанта и исполнителя, поэтому мероприятие проходит пышно и широко освещается в турецкой прессе. «Судно длиной 108 м и шириной 20 м оснащено высокотехнологичным оборудованием, способным работать даже в зимних условиях и арктических водах. Траулер нового поколения с рабочей скоростью 16 морских узлов и вместимостью 150 человек обеспечит свои экипажи и заводских работников первоклассными условиями комфорта. Ежедневно с помощью 12 технологических линий, которые специально разработаны для переработки различных видов рыбы и установлены в заводской зоне можно перерабатывать 450 тонн рыбы. С точки зрения экологичности здесь будут практически нулевые отходы», — подчеркнул в вступительной речи представитель турецкой верфи.
Из-за пандемии границы закрыты, потому церемония идёт в режиме онлайн-трансляции. В офисе «Океанрыбфлота» заметно волнуются, ведь это как первые шаги ребёнка — сегодня траулер впервые коснётся морской воды. На церемонию прибыли представители турецких министерств, ведь и для турецкой стороны такой проект в новинку. Сергей и Вера Кисловы торжественно перерезают ленточку. Одновременно траулер сходит со стапелей. В офисе «Океанрыбфлота» почти не дышат, пока судно идеально ровно и красиво входит в воду.
В мае 2021 года проходят ходовые испытания. Впервые траулер уходит в самостоятельное плавание. Турецкий и российский экипажи внимательно прислушиваются к работе двигателей, следят за манёвренностью парохода. Три дня его будут проверять во всех режимах: максимальная скорость, разворот, работа лебёдок, якоря. К концу ходовых устанут и люди, и механизмы, но испытания будут признаны успешными.
Месяц спустя начинаются доковые работы и покраска судна. Теперь траулер приобрёл завершенный вид. Он совсем не отличается от собственной модели — такой же чистый, красивый и новый, разве что размеры другие.
15 октября 2021 года. Траулер построен и переходит в собственность заказчика. И уже трудно представить, что чуть больше года назад «Георгий Мещеряков» был всего лишь макетом и светлой мечтой всего коллектива.
19 октября ровно в 8 часов утра экипаж в парадной форме строится возле флагштока. Звучит команда «под гимн Российской Федерации флаг поднять». На палубе воцаряется тишина: и русский экипаж, и представители «Терсана» с волнением наблюдают, как российский флаг устремляется в небо. В столовой компании в тот же день торжественно открывают мемориальную доску с именем легендарного капитана, в честь которого назван траулер — Г.В. Мещерякова.
Впереди долгий путь. В ноябре российское судно «Георгий Мещеряков» с экипажем на борту отправится в порт приписки на свою новую родину — Камчатку. Больше месяца траулер будет проходить моря — океаны. Российские моряки впервые окажутся одни в этом плавании, а пока они изучают свой новый дом, привыкают к нему и готовятся к первому промысловому рейсу.
На него возлагают большие надежды. В судно вложено много сил, средств и энергии, оно стало символом возрождения «Океанрыбфлота» и гордостью компании. Семь футов под килем, «Георгий Мещеряков»!
Тем временем на верфи «Терсан» уже завершают работу над вторым судном этой серии, которое названо в честь другого нашего выдающегося земляка – Владимира Бирюкова. Траулер был спущен на воду в июне 2021 года.
Характеристики супертраулере «Георгий Мещеряков»
-
Длина – 108 метров,
-
Ширина – 20 метров,
-
Рабочая скорость – 16 узлов,
-
Вместимость – 150 человек (экипаж и заводские работники),
-
12 технологических линий, способных перерабатывать 450 тонн улова в сутки (причем из сырья будут получать самый широкий спектр продукции, включая жир и муку, что сделает производство безотходным).
-
Судно настолько надежно, что сможет трудиться в самых сложных районах вплоть до Арктики. Автономность – 11 месяцев, а запас прочности – как минимум 20 лет.