Украинские импортеры рыбы один за другим создают свои торговые марки и открывают рыбные магазины
Последней из модных тенденций в стратегии развития отечественных рыбных компаний стало открытие собственных точек непосредственной реализации рыбной продукции (рыбные магазины, маркеты, гипермаркеты). Специализированные рыбные магазины появляются на рынке Украины, как грибы после дождя.
Если на заре массового начала импорта рыбы и морепродуктов в Украину в середине 90-ых годов, на рынке установилось четкое разделение по секторам, не пересекавшимся друг с другом (за исключением отдельных случаев) - импорт отдельно, переработка отдельно, логистика и складские услуги отдельно, то за последние 5 лет произошло абсолютное смешение. Переработчики и складские комплексы импортируют рыбу, а импортеры открывают логистические центры и перерабатывают рыбу под своими ТМ, продавая ее в своих же магазинах.
Торговые марки
В пик сотрудничества импортеров с торговыми сетями по поставкам мороженной рыбы (2005 - 2008 гг.), на рынке Украины появилось множество торговых марок низкого качества. Рыбу фасовали в 1-2 кг пакеты либо в Китае и Вьетнаме, либо уже в Украине, и потребитель слабо отличал одну ТМ, придуманную штатным дизайнером, от другой. Множество названий и видов пакетов внутри с одинаковой у всех рыбой (вариации были только на тему количества глазури) только запутывали потребителя и он часто вообще не обращал внимания на ТМ. Как только большинство импортеров прекратило сотрудничество с сетями в нише продукции без добавленной стоимости, так и множество появившихся ТМ исчезло из горизонта.
В 2009 - 2011 годах, ситуация с торговыми марками изменилась. Сейчас игроки не скупятся денег на разработку своих ТМ в ведущих креативных и рекламных агентствах страны, что несомненно очень дорого, но и выглядит дорого и солидно. Торговые марки поддерживают рекламными кампаниями, различными презентациями и борятся за их узнаваемость.
Примеры самых известных и дорогостоящих проектов создания и продвижения своих ТМ за последние несколько лет это:
1) «Международная группа морепродуктов» г. Киев - основная ТМ "Flagman". В портфель ТМ компании входят также ТМ «Гурман Меню», ТМ «Пивний nabeer», ТМ «Флотилия»
2) «Украинская Восточная Рыбная Компания» г. Купянск - основная ТМ "Norven". В портфель ТМ компании входят также ТМ «U.F.C», «Русский посол», «Охотская», «Дон Маре».
3) Лидер по количеству торговых марок - компания «Аляска» г. Киев, правда сложно выделить основную из них, скорее всего это «Золото Камчатки». В портфель ТМ компании входят также «Сахалинский берег», «Перлына Аляски», «Голубая лагуна», «Самый смак», «Икорный ряд», «Рыбный ряд», «Юнга», «Osetrroff», «Икорка».
4) Во второй половине 2011 г. на рынок Украины вывела свою cобственную торговую марку «Veladis» и компания «Клион» г. Запорожье. Паралельно для компании разработали фирменный стиль и сайт в интернете.
5) Компания «Айсберг» г. Днепропетровск - ТМ «Айсберг». Это одна из компаний, которая начинала из переработки, но также стала заниматься и импортом рыбы и морепродуктов. Рекламы данной ТМ нами замечено не было, но благодаря тому, что она уже давно присутствует на рынке, она известна в регионе и за пределами.
Мы рассмотрели торговые марки крупных, изначально украинских импортеров мороженой рыбы и морепродуктов. Возможно, мы кого-то и пропустили, но это значит, что их ТМ имеют более региональное распространение. Вообще сосчитать количество ТМ рыбы, морепродуктов и икры в Украине достаточно сложно, ведь чуть ли не каждый производитель, будь это мелкий частный предприниматель или производитель с серьезными мощностями пытается производить свою продукцию под определенным товарным знаком, часто и не регистрируя его. Плюс на рынке присутствует много зарубежных брендов, например «Санта Бремор», «Vici» и другие.
Рыбные магазины
Что касается открытия рыбных магазинов, то известные нам действующие проекты украинских компаний, изначально являющихся импортерами рыбы и морепродуктов, это:
1) «УВРК» - Рыбный маркет «Дон Маре»
2) Компания «Скандинавия» - рыбный гипермаркет «Рыбный мир Скандинавии», открытие которого запланировано на 22 ноября, 2011 г.
3) Компания «Айсберг», владеющая сетью фирменных магазинов «Айсберг» в г. Днепропетровске.
И если проанализировать все основные сегменты рынка, и компании, которые мы рассматривали, то для «полного набора» согласно последним тенденциям развития рынка, компаниям «МГМ», «Клиону» и «Аляске» не хватает своих рыбных магазинов, компании «Скандинавии» - своей торговой марки, ведь цех по производству рыбной продукции уже появился, а компании «Айсберг» - своего логистического центра.
На текущий момент, из рассматриваемых компаний все есть у «УВРК» - импорт, производство, торговые марки, логистический центр, рыбные магазины (правда и тут не на все 100%, ведь магазины работают на условиях франчайзинга и полностью «УВРК» не принадлежат).
Важно отметить, что в Украине функционирует множество рыбных магазинов, которые не имеют отношения к капиталам крупных импортеров. Например, давно работающий «Дары Моря» в центре г. Киев, рыбные магазины Оболонского района г. Киева - «Выставка-ярмарка морепродуктов Глобалфиш», открывшийся в 2010 году магазин «Океан вкуса» и др.
Отстают от коллег с наличием своего производства, ТМ и магазинов, такие не маленькие импортеры мороженной рыбы и морепродуктов как компания «Рикон» г. Киев, ООО «Караван Сифуд» г. Полтава и др.
Единственный сегмент, в который крупные игроки украинского рынка импорта рыбы все никак не решаются войти - это аквакультурное выращивание рыбы и морепродуктов, а победит в конкурентной борьбе именно тот, кто найдет мужество (при нашей законодательной системе оно необходимо в первую очередь), деньги и специалистов для развития именно этого сектора, благодаря которому Украина может сократить свою импортозависимость и развить собственное производство.