В Японии, как и в России, краб – дорогой деликатес
На Камчатке побывал президент японской компании Marine Court Inc. Ясухиде Каньяма. Цель его визита – укрепить сотрудничество с камчатскими рыбаками. Каньяма-сан нашел время и для разговора с журналистом «РК», говорили о лихих 1990-х и нынешней ситуации на рынке рыбопродукции.
Ясухиде Каньяма хорошо известен среди рыбопромышленников Дальнего Востока. Уже почти 30 лет он занимается поставками рыбной и крабовой продукции в Японию. В 1990-х Каньяма-сан работал представителем одной из японских компаний в нашей стране. В 2008 году создал собственное предприятие Marine Court Inc., которое сегодня входит в число крупнейших японских импортеров водных биоресурсов из России, Южной Кореи, Китая, США. Ее годовой оборот составляет примерно 70 млн долларов. При этом компания обходится очень скромным штатом – всего 11 человек.
Каньяма-сан прекрасно знает русский язык и специфику российской экономики. Он побывал на Камчатке, чтобы наладить новые деловые контакты. Мы не могли упустить возможность поговорить с ним и узнать его оценку положения дел на рынке водных биоресурсов.
Экономическую ситуацию 1990-х годов в России Каньяма-сан характеризует дипломатичным словом «беспорядок». «Было много криминала, взяток. Особенно в сфере добычи краба. На рынок поступало много дешевой крабовой продукции. Это было плохо и для экологии, и для бизнеса. Когда цена на краба падает, крабовая компания вынуждена поставлять его на рынок все больше и больше, чтобы покрыть свои расходы и заработать. При этом она подрывает запасы ресурса, лишая себя будущего», – говорит Каньяма-сан.
Сейчас, по его мнению, рыбный бизнес в России более законопослушен, цивилизован. Легальная продукция вытесняет браконьерский товар. В результате поставки снижаются, цена на морепродукты растет.
«Когда-то японский рынок потреблял большое количество краба, – говорит Каньяма-сан. – 25 лет назад к нам поступало более 20 тысяч тонн готовой продукции камчатского краба в год. Сейчас – 3–4 тысячи. В 2000-х годах живой камчатский краб стоил минимально 400 иен (4 доллара) за килограмм. Сегодня минимально в 5 раз больше. Теперь в Японии, как и в России, краб – очень дорогой деликатес. Его покупают на праздники, в подарок. Повышение цены изменило ситуацию. Произошло перераспределение поставок. Краб идет в основном в Южную Корею и Китай, где этот товар популярен в живом виде. В Японии живых крабов потребляют редко. Если их привозят сюда, то, как правило, для переработки. Японский рынок в большей степени заинтересован в варено-мороженой и сыро-мороженой продукции из краба».
В 2017 году фирма Marine Court Inc. поставила на японский рынок среди прочего около 400 тонн камчатского краба на 13,4 млн долларов, 880 тонн синего краба на 19,6 млн долларов, 50 тонн равношипого краба на 1,2 млн долларов, 1,400 тонны краба-стригуна на 21 млн долларов. Часть этого товара (120 тонн) была ввезена в живом виде. Как говорит Каньяма-сан, по нынешним меркам это очень крупные объемы.
«Учитывая, что поставки камчатского и синего крабов в живом виде в Китай и Южную Корею растут, импорт в Японию этих видов будет падать, – прогнозирует мой собеседник. – Оценить перспективы продаж краба-стригуна трудно. Его поставляют в основном Россия, США, Канада. В США и Канаде в 2018 году квота на данный вид сокращена. В России она немного увеличена, но это не компенсирует уменьшение поставок из других стран. Складских запасов продукции из краба-стригуна с прошлых годов осталось мало. Очевидно, этот товар будет дорожать. На недавнем аукционе в Пусане варено-мороженые конечности краба-стригуна опилио продавались по рекордной цене».
Не вернется ли в этой ситуации спрос на браконьерскую продукцию? Есть ли она сегодня на рынке?
«Практически нет, – считает Каньяма-сан. – Между Россией, Японией и другими странами заключены соглашения по борьбе с ННН-промыслом, что помогает победить контрабанду. Во всем мире тенденция такова, что потребитель нацелен на легальную, экологически безвредную продукцию. Поэтому рыбодобывающие предприятия стараются сертифицировать свой товар по международному стандарту экологически рационального рыболовства MSC».
Сегодня такие компании, как Marine Court Inc., заинтересованы в увеличении поставок лосося. Поэтому Каньяма-сан прилетел на Камчатку накануне красной путины.
«Я сейчас веду переговоры со многими компаниями Дальнего Востока, – говорит он. – Менталитет камчатцев немного не такой, как у сахалинцев или приморцев. Жизнь на Камчатке более размеренная, спокойная. Надеюсь на плодотворное сотрудничество с вашими предприятиями».
Завершая разговор, мы пожелали нашему гостю и его коллегам успехов в их деле. Ведь законный порядок на рынке зависит не только от правоохранительных органов, но и от бизнеса. Отказываясь от нелегального, контрабандного товара, поставщики вносят свой вклад в борьбу с браконьерством.