За 2017 год Мурманский морской рыбный порт перевалил 333 тысячи тонн грузов |ФОТО
Грузооборот портов России в 2017 году вырос на 9 % и достиг отметки в 787 миллионов тонн. Есть в этой внушительной цифре и лепта Мурманского морского рыбного порта. Тем не менее, дальнейшая судьба терминала под вопросом.
Лидеры декабря
За 12 месяцев ушедшего года АО ММРП обработало 333,4 тысячи тонны различных грузов – нефтепродуктов, картонной тары, мраморной крошки и, конечно, рыбы. И если общий грузооборот порта вырос на 7,9 %, то перевалка рыбы - на 15,4 % (смотри таблицу).
Последний месяц 2017-го тоже порадовал результатами: портовики приняли 96 судов, из них 90 рыбопромысловых и обработали 22 тысячи тонн рыбопродукции, что на 35 % выше, чем в декабре 2016 года.
- Из транспортов в минувшем месяце по объемам груза лидирует «Помор», доставивший 1092 тонны мороженой рыбы и 96 тонн рыбной муки, - сообщают в службе главного диспетчера АО «ММРП». – У больших траулеров первое место безусловно принадлежит «Капитану Горбачеву», он привез в порт свыше 3000 тонн сельди. Из средних траулеров отличился «Гулдрангур» (330 тонн), из прибрежников – традиционно «Алиот» (125 тонн).
Декабрьский визит БМРТ «Капитан Горбачев» был пробным перед мойвенной путиной. Судовладельцы хотели просмотреть, способен ли Мурманский морской рыбный порт принимать большие суда типа «Моонзунд». Проверка прошла успешно! И этот супертраулер сейчас готовится выйти из Мурманска за мойвой.
Вообще, 2017 год показал, что портовики много сделали для повышения скорости обработки судов. В первую очередь, была приобретена новая погрузочная техника – от портального крана «Альбатрос» до юрких электропогрузчиков «JAC». Кроме того, полным ходом идет модернизация третьего холодильника, создана единая диспетчерская служба перегрузочного комплекса.
Бочка дегтя
Увы, положительную динамику развития стивидорного предприятия тормозят внешние процессы, от него не зависящие. Третий месяц продолжается конфликт с «Первым мурманским терминалом» (ПМТ). Эта компания, занимающая доминирующее положение на железнодорожном въезде в порт, прекратила пропускать грузы, адресованные АО ММРП. Порт, естественно, подал иск в суд, но решение еще не вынесено, а сумма убытков из-за произвола ПМТ уже превысила 44 миллиона рублей.
В еще более странную ситуацию ставит порт молчание федеральных чиновников по другому вопросу. 31 января 2018 года истекает срок доверительного управления причалами. Они находятся в госсобственности, а ММРП выступает их оператором, что накладывает определённые ограничения (например, невозможность капитальных вложений в модернизацию). Еще в июле 2017 года руководство предприятия предложило Правительству РФ заключить концессионное соглашение по причалам, чтобы порт мог продолжить их эксплуатацию и реновацию. В августе Минэкономразвития ответил, что предложение ММРП о концессии соответствует целям и задачам федеральной Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. И что сейчас проходит необходимые согласования проект распоряжения Правительства РФ об определении Росимущества органом, уполномоченным на рассмотрение предложения порта…
Увы, это распоряжение так и не было издано. Похоже, в ходе согласования его проект затерялся в недрах правительственного аппарата. И вместо концессии портовики получили уведомление о досрочном расторжении 30 января 2018 года договора доверительного управления причалами, пришедшее в конце октября от территориального управления Росимущества.
В ноябре руководство АО ММРП обратилось в Росимущество с просьбой до разрешения вопроса о концессии заключить договор аренды в отношении причалов порта на бесконкурсной основе как с правопреемником приватизированного унитарного предприятия (ФГУП «ММРП»), поскольку испрашиваемые гидротехнические сооружения технологически и функционально связаны с приватизированным имуществом порта. Всего за ноябрь-декабрь 2017 года портовики отправили 9 обращений и уведомлений по складывающейся ситуации в Минэкономразвития РФ, Росимущество и администрацию Президента. Но никакой реакции на эти письма нет до сих пор!
Поэтому срок действия всех 400 договоров на обслуживание судов и перевалке грузов, которые порт заключил с рыбодобывающими и логистическими организациями, истекает 30 января. Ведь дальше ММРП не в праве ставить суда к причалам. Неразрешенность ситуации может подвести к коллапсу всей рыбной отрасли Мурманской области, ведь получить такие услуги у других операторов морских терминалов в порту Мурманск невозможно. А на носу та самая долгожданная мойвенная путина. Первые суда за народной рыбкой выйдут из порта уже 23-25 января. Куда они будут выгружать свои уловы, пока неизвестно…
Грузооборот АО ММРП за декабрь, IV квартал и 12 месяцев 2017 года (в тыс. тонн)
Общий грузооборот |
В т.ч. рыбопродукция |
||||
Декабрь 2016 |
Декабрь 2017 |
% |
Декабрь 2016 |
Декабрь 2017 |
% |
25,2 |
24,6 |
97,6 |
16,2 |
22,0 |
135,8 |
IV квартал 2016 |
IV квартал 2017 |
% |
IV квартал 2016 |
IV квартал 2017 |
% |
75,4 |
68,1 |
90,3 |
44,6 |
50,9 |
114,1 |
12 месяцев 2016 |
12 месяцев 2017 |
% |
12 месяцев 2016 |
12 месяцев 2017 |
% |
308,9 |
333,4 |
107,9 |
180,1 |
207,8 |
115,4 |
Источник: АО "Мурманский морской рыбный порт"