За два месяца 2017 года объемы доставки рыбы в порт Мурманск упали на 20 %
Февраль порадовал портовиков относительно хорошими показателями: вырос и общий грузооборот (29,9 тысячи тонн в 2017 году, 25,1 тысячи в 2016-м), и перевалка рыбопродукции (12,5 тысячи и 11,9 тысячи тонн соответственно). А если сравнить с минувшим январем, то результаты покажутся еще лучше: мурманские рыбаки доставили в родной порт на 3,3 тысячи тонн рыбы больше, чем в предыдущем месяце.
Однако если сопоставить цифры за два первых месяца этого года с аналогичным периодом 2016-го, выяснится, что в общем падение объемов доставки рыбы в Мурманск продолжается и составило почти 20 процентов! Тенденция печальная: и 2016-й то по грузообороту рыбы был одним из худших в истории «ММРП», а 2017-й обещает быть еще хуже. Вопрос об эффективности работы российских рыбных портов, стоящий в плане рассмотрения Правительством РФ, не может рассматриваться в отрыве от вопроса увеличения поставки уловов на российский берег. И если на Дальнем Востоке ситуация с мощностями по перевалке рыбы и морепродуктов, их хранением и доставкой в остальные регионы России одна, то на Севере статистика свидетельствует о том, что ММРП работает в 1/3 свои нынешних технических и технологических возможностей, по причине недостатка рыбных грузов. Дальнейшее развитие и наращивание мощностей порта при таком положении вещей, без гарантированных объемов грузов – невозможно.
Увы, пока увеличивается только доля экспорта. Напомним, по данным ББТУ, в прошлом году объемы выгрузки российских рыбопромысловых судов в Норвегии выросли на 20%, в Нидерландах – на 4,5%, на Фарерах – на 4%. Напротив, грузооборот рыбопродукции в Мурманском морском рыбном порту за 2016 год упал на 18 процентов.
Сокращается и количество судозаходов, обычно порт принимал в месяц около сотни судов. Сейчас ситуация иная.
- В феврале рыбный порт обработал 77 судов, из них рыбопромысловых – 74, - сообщили в службе главного диспетчера АО «ММРП». – 14 судов из этого числа можно отнести к крупнотоннажным.
По объемам доставки рыбы в порт лидирует транспорт-рефрижератор «Помор» (ООО «Немо») - 996 тонн. У больших траулеров пальма первенства принадлежит «Капеллану» (РК имени Калинина) – 515 тонн, у средних – «Киеву» (ООО «Мурманфишпродактс»), доставившему 234 тонны рыбы.
Среди малых траулеров, работающих на прибрежном промысле, лучшие результаты традиционно у «Алиота» (ООО «Вестимпекс») и «Невы» (ООО «Арктикфлот») – 135 и 100 тонн охлажденной рыбы. Но, увы, прибрежники, обязанные доставлять уловы только на российский берег, не могут серьезно повлиять на грузооборот порта, ведь их квота на промысел трески и пикши традиционно мала по сравнению с квотами океанистов-экспортеров.
Вот и приходится руководству Мурманского морского рыбного порта делать ставку на непрофильные грузы. Например, в феврале докеры разгружали металлоконструкции для АО «Апатит» и вагоны с мраморной крошкой для «Газпронефтьснабжения».
Грузооборот АО «ММРП» за январь и два месяца 2017 года
Общий грузооборот (в тыс. тонн) |
В т.ч. рыбопродукции (в тыс. тонн) |
||||
Февраль 2016 |
Февраль 2017 |
% |
Февраль 2016 |
Февраль 2017 |
% |
25,1 |
29,9 |
119,1 |
11,9 |
12,5 |
105 |
За 2 месяца |
За 2 месяца |
||||
2016 |
2017 |
% |
2016 |
2017 |
% |
47,1 |
48,5 |
103 |
27 |
21,7 |
80,4 |
Источник: пресс-служба АО "Мурманский морской рыбный порт"