Зачем на Дальнем Востоке организовывать производство рефрижеранторных контейнеров
Минпромторг России займется развитием производства рефрижераторных контейнеров, необходимых для перевозки рыбы с Дальнего Востока. Спрос на этот подвижной состав растет из-за выбытия вагонов рефсекций. Зачем Дальнему Востоку новые морозильники и где их можно выпускать?
На сети железных дорог сокращается количество вагонного парка, годного для перевозки скоропортящихся грузов, в том числе рыбы. Из-за старения рефрижераторных секций (1975-1990 годов постройки) в прошлом году по сравнению с пятилетней давностью среднее их наличие на Дальневосточной магистрали сократилось почти в три раза. Как следствие, растет доля погрузки морепродуктов в рефконтейнерах. В настоящее время в данном виде подвижного состава грузится почти половина от всей тихоокеанской рыбы на железнодорожном транспорте. К сведению, за девять месяцев 2017 года со станций Дальневосточной железной дороги отправлено 432,7 тыс. т рыбной продукции.
Сегодня на сети РЖД рабочий парк рефрижераторных контейнеров составляет порядка 5 тыс. единиц. Он также постепенно выходит из эксплуатации, поскольку в большинстве своем б/у. Обычно рефконтейнеры (подобного производства в России пока нет) приобретаются в Китае. Как правило, операторы покупают поддержанные, но более дешевые «рефы», чем новые, которые к тому же облагаются большим таможенным сбором.
По оценке Минпромторга, прогнозируемое выбытие по сроку службы рефконтейнерного парка составит 250-300 единиц в год. Ведомство в рамках концепции импортозамещения инициировала проект по разработке и внедрению в серийное производство рефрижераторного контейнера, отвечающего требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Документ вступил в силу с 1 сентября 2017 года.
Для отечественных разработчиков рефконтейнеров Минпромторг предусматривает субсидии до 50 млн руб. Предполагается, что российский продукт появится в следующем году. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. В частности, АО «Алтайвагон» совместно с ООО «СибирьВостокБизнес» и ООО «Линда Газ Рус» (российская «дочка» Linde Group) разработало рефрижераторный вагон с дублированной системой охлаждения и подогрева пола. Опытный образец был представлен на Международном железнодорожном салоне техники и технологий ЭКСПО 1520 в августе этого года. Предприятие готово выпускать до 400 таких контейнеров ежегодно.
Выпускать «рефы», хотя и в сборочном варианте, намерены на Дальнем Востоке. Компания «Галф Восток», которая выступает резидентом свободного порта Владивосток, планирует открыть в Артеме предприятие по сборке рефконтейнеров. Объем заявляемых инвестиций – 26 млн руб. Партнером по проекту является китайская CIMC, которая наладит поставку комплектующих. На ее заводе в Циндао уже построены десять корпусов для новых контейнеров. «При изготовлении применены новые технологии, позволившие повысить теплоизоляционные свойства контейнера без увеличения веса, – говорит гендиректор ООО «Галф Восток» Елена Снурницына. – Конструкция корпуса успешно прошла все силовые испытания, контроль утечки воздуха и тепла, испытания на работу при низких температурах».
Конечная продукция пройдет тестирование для получения документов на международный класс и безопасность перевозок любым видом транспорта. Здесь необходимо решить вопрос с холодильной установкой, являющейся важным элементом рефконтейнера. Подобные агрегаты также производятся только за рубежом - в США, Китае, Малайзии. На сегодняшний день «Галф Восток» взаимодействует с такими производителями хладоустановок, как Thermoking, Carrier, Starcool, Daikin. При этом c последней «Галф Восток» планирует разработать систему удаленного контроля. Она позволит получать оперативную информацию о местоположении контейнера, его состоянии, температуре внутри «рефа», а также осуществлять дистанционный запуск и остановку рефрижераторной установки.
Между тем для рефрижераторных контейнеров, которые, как правило, перевозятся в составе сцепов (состоят из нескольких фитинговых платформ), необходимы питающие их в пути следования дизель-генераторные вагоны. Выпуск такой техники также необходимо наладить. В текущем году фирма «Твема» совместно с АО «Тверской вагоностроительный завод» построила первые 4 вагона-генератора, которые предполагается делать серийно для железных дорог.
Российские операторы говорят о готовности обновлять рефконтейнерный парк. По данным Ассоциации собственников рефрижераторного подвижного состава, потребность операторских компаний оценивается до 1 тыс. контейнеров ежегодно. Эта цифра, по всей видимости, не окончательная. В настоящее время ФГУП «Нацрыбресурс» инициирует проект по созданию компании «Нацрыблогистик» для оптимизации процесса транспортировки морепродуктов до конечного потребителя. Причем все этапы следования рыбы – с борта судна в рефконтейнер или холодильный склад, доставка на территорию «сухих» терминалов и далее – будут выполняться с жестким соблюдением требований нового регламента температурного режима (до -32 градуса) для рефрижераторных перевозок.