Запутанная история двух конфискованных краболовов
Камчатские судебные приставы обратились к мурманским пограничникам с просьбой задержать краболов «Камчатка» и вернуть в российский порт. Но когда это произойдет, никто не знает. Другой невозвращенец – краболов «Тигиль» – похоже, потерян для нас навсегда. История этих двух конфискованных крабовиков запутанна, как роман «Граф Монте-Кристо». Почему же камчатские судебные приставы вынуждены искать их по всему миру?
Начнем с «Камчатки». Когда-то судно (в те времена оно называлось «Ария») вело нелегальный промысел краба, за что было конфисковано в 2006 году. Но краболов на этом не успокоился. Наоборот. Чего только не происходило с ним с того момента, как Росимущество стало передавать его в аренду. Хватило бы не на одно уголовное дело, если бы правоохранители сподобились расследовать его деятельность за последние 10 лет.
В мае 2014-го суд признал недействительным договор аренды «Камчатки» (арендатором выступало ООО «Мидель») и постановил вернуть краболов государству в лице местного управления Росимущества. Но «Мидель» судно не вернул. В июне того же года «Камчатка» спокойно покинула Петропавловск, добралась до Баренцева моря и ушла за границу.
Два года камчатские судебные приставы, пытаясь выполнить решение суда, мыкались по городам и весям. Однако фирмы «Мидель» по двум ее официальным адресам в Петропавловске и Елизове не оказалось. Поиск ее учредителей тоже не дал результатов. Никаких счетов или судов ООО «Мидель» на Камчатке не обнаружено.
Впоследствии из газет стало известно, что «Камчатка» находится в Норвегии и ведет промысел по «блатным» международным квотам. Поводом для этих публикаций стали два ЧП, произошедших на борту судна. В феврале 2015-го на «Камчатке» погиб член экипажа, а в октябре часть команды подняла на судне бунт и покинула его, жалуясь на невыносимые условия работы.
При этом «Камчатка» в Россию возвращаться отказывается, а Федеральная служба судебных приставов ничего с этим поделать не может. В итоге приставы вынуждены обратиться за помощью к мурманским пограничникам.
Как сообщил руководитель управления ФССП по Камчатскому краю Валериан Жеребятьев, в пограничное управление по западному арктическому району направлено требование задержать судно «Камчатка», если оно пересечет границу и войдет в российские воды. Но неизвестно, когда оно пересечет границу и пересечет ли вообще.
Ситуация с «Тигилем» почти та же. Этот краболов был конфискован на Камчатке в 2009-м. Год спустя Росимущество передало его в аренду ООО «Алеут». В 2013 году «Тигиль» покинул Петропавловск и больше сюда не возвращался. Ушел он в США, в город Сиэтл.
Долго в арбитражном суде шла тяжба между ООО «Алеут» и государственным предприятием «Приволжский», в хозяйственном ведении которого «Тигиль» должен находиться сейчас. В марте 2015 года суд удовлетворил требования ФГУП «Приволжский» об истребовании краболова из владения ООО «Алеут». Управление ФССП по Камчатскому краю возбудило исполнительное производство, но вернуть «Тигиль» в Россию опять-таки не может.
По словам Валериана Жеребятьева, его коллеги не нашли ни фирму «Алеут», ни ее руководство. Какого-либо имущества, движимого или недвижимого, за фирмой на праве собственности не установлено. По официальному адресу предприятия нет. Его гендиректор на территории Камчатского края не зарегистрирован.
Тем временем может оказаться, что «Тигиль» в США обрел нового хозяина. Есть такой сайт shipspotting.com, на котором мореманы со всего мира обмениваются данными о судах. На этом сайте можно найти информацию в том числе о «Тигиле», который много лет назад был американским судном. Там написано, что «Тигиль» снова находится «в американским владении» (дословно – «Now again under US ownership»). Не могу поручиться за достоверность этих данных, так как shipspotting.com – сайт неофициальный. Но повод задуматься есть.
Как пояснил мне руководитель местного управления ФССП, ведомство не располагает информацией о продаже «Тигиля» зарубежным фирмам. Но видимо, судебные приставы уже не рассчитывают на возвращение судна в Россию. Об этом говорит тот факт, что они предложили ФГУП «Приволжский» изменить способ взыскания: взыскать с должника не судно, а его стоимость.
Я также пытался выяснить, знают ли в Росимуществе о местонахождении упомянутых судов, которые остаются собственностью РФ, и намерены ли там предпринять что-либо для их возвращения. Но мои запросы остались без ответа.
По этому поводу вспоминается история еще одного невозвращенца – краболова «Флинт». Он тоже был конфискован на Камчатке. После чего (в 2011 году) Росимущество передало его в аренду ООО «Волна», гендиректором которого была Анна Можайкина. Затем «Флинт» вышел из Петропавловска и пропал. Объявился он в Южной Корее, где его вывели из-под юрисдикции России.
Так бы и канул «Флинт» в неизвестность, если бы не вмешалась ФСБ. Эта федеральная служба нашла всех, причастных к хищению судна, и заставила вернуть его в нашу страну, что произошло в 2013-м. Может, ФСБ подключится и к возвращению «Камчатки» с «Тигилем»? Не всплывут ли в этом деле те же фамилии, что и в деле «Флинта»?
Интересная деталь: ООО «Мидель», ООО «Алеут» и еще одну фирму упомянутой Анны Можайкиной (ООО «Оланкам») в арбитражном суде представлял один и тот же юрист. Сам по себе этот факт ничего не доказывает, но в связке с другими фактами он позволяет предположить, что между деловыми людьми, которые активно занялись крабовым бизнесом с использованием конфискованных судов, существует невидимая, но устойчивая связь.
А пока Родина продолжает ждать, когда ей вернут ее имущество. Дождется ли?
P. S. Кстати, граждане, которые приложили руку к исчезновению упомянутых судов, сыграли немалую роль в активизации крабового промысла в Северном бассейне. Пользуясь не урегулированными международными правовыми отношениями в ряде морских районов, они нагнали туда с Дальнего Востока армаду краболовов. Однако, судя по всему, их бизнес там не процветает. Подробнее об этом будет рассказано в ближайшем будущем.
Автор: Кирилл МАРЕНИН