"Освобожденная прибрежка" третирует рыбопереработку в России
"Освобождение прибрежки" - то есть снятие с компаний прибрежного лова обязанности доставлять уловы на российский берег для переработки – начало приводить к тому, о чем ранее предупреждал ряд экспертов: рыбопереработчики РФ остаются без сырья. Первыми озвучили проблему береговые предприятия Мурманской области, обратившиеся с жалобой на действия "коллег-рыбаков" в Минсельхоз. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ПримаМедиа.
Напомним, что с 14 июля этого года вступил в силу ряд положений "свежепринятого" закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которым утвердил перечень районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.
"До вступления закона в силу мы работали с 15 поставщиками охлажденного сырья, которые завозили к нам 400 тонн рыбы в месяц. На сегодняшний день их осталось три, а объем поставок не превышает 120 тонн в месяц",— рассказал "Коммерсанту" гендиректор мурманских "Рыбных мануфактур" Иван Ефимкин.
Загрузка сейчас не превышает 250-300 тонн рыбы при фактической потребности 500 тонн в месяц, подтверждает гендиректор компании "Сифудрус" Владимир Ляпунов. По его словам, остаток нужно "искать", а его физически в бассейне нет, вести же из других регионов нерентабельно. Как утверждают переработчики, сейчас пойманная рыба замораживается в море и отправляется на экспорт, в результате почищенная и замороженная треска и пикша резко подорожали, сообщает издание.
"Фабрики в Мурманске стоят на грани вымирания — нерегулярность поставок сырья приводит к простоям и соответственно к убыткам",— отмечают в обеих компаниях. Переработчики предлагают вновь законодательно обязать рыбодобывающие структуры продавать непереработанную рыбу береговым предприятиям, отмечает "Коммерсант".
Вместе с тем привлеченный изданием в качестве эксперта исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков напоминает, что в законе "Об аквакультуре" четко сказано: районы промысла, а также виды рыбы, которую можно перерабатывать в море, определяются постановлением правительства по представлению местных властей.
Таким образом, сейчас мурманскому губернатору необходимо обратиться в правительство и попросить об изменении условий переработки для своего региона, считает Гудков.
Между тем "похороны" российской рыбопереработки на Дальнем Востоке начались отнюдь не в этом году, однако законодательные инициативы так называемого "рыбного лобби" придали им новый импульс.
Например, по данным сахалинской таможни, в 2013 году по большинству видов водно-биологических ресурсов и морепродуктов, выловленных компаниями области, отмечается существенный рост экспортных поставок. Не отстает и Приморский край - экспорт рыбы и морепродуктов вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25,8%.
По мнению автора публикации делового еженедельника "Золотой Рог", последствия освобождения рыбаков-"прибрежников" от обязанности доставлять уловы для переработки на российский берег уже были наглядно продемонстрированы в ряде регионов Дальнего Востока РФ. Поддержанные местными властями массовые нарушения закона "О рыболовстве" "подкосили" предприятия береговой рыбопереработки, считает журналист "ЗР".
В свое время выделение прибрежного рыболовства в качестве самостоятельного вида промысла – с обязательной доставкой сырья на российский берег - было направлено, прежде всего, на экономическое развитие прибрежных регионов России, отмечает издание. Предполагалось, что это позволит создать на берегу инфраструктуру по переработке рыбы и морепродуктов, рабочие места, насытить регионы недорогой и качественной рыбопродукцией.
"На деле же, благодаря пробелам в законах, водные биоресурсы, выловленные у берегов полуострова, практически бесконтрольно вывозились в другие регионы и за границу. По данным пограничников, только в 2012 году половина судов, занимавшихся прибрежным промыслом, вообще ни разу не доставила уловы на берег. Камчатка не получила почти 200 тысяч тонн ВБР", - пишет "ЗР", отмечая, что аналогичная ситуация развивалась и в Приморье.
Автора не удивляет, что попустительство региональных властей нашло полное понимание рыбопромышленников и руководителей различных "общественных организаций рыбаков", которые "фактически являются лоббистами крупного рыбного бизнеса".
Как ранее сообщало агентство, во главе же инициаторов "освобождения прибрежки" оказались члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области – сенатор Александр Верховский и депутат Госдумы Георгий Карлов. "Народные избранники", судя по открытой информации, давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.
Отметим, что Александр Верховский - владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний - считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока –должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.
Вместе с тем недавно представители правительства Сахалинской области заявили о том, что 40 сел и деревень Сахалина – многие из которых со дня основания существовали только за счет рыбы и ее переработки – стали "бесперспективными", поэтому власти могут просто перестать вкладывать средства в поддержание и развитие их инфраструктуры.
В связи с этим может быть показательной ситуация в селе Озерское Корсаковского района области, жители которого обратились с письмом к президенту РФ Владимиру Путину с жалобой на политику нынешнего руководства и владельца (члена Совета Федерации от Сахалинской области Александра Верховского) градообразующего предприятия села – ООО "Рыбколхоз им. Кирова".
Подписанты письма президенту, среди прочего, отмечают, что рыбколхоз теперь нанимает на работу много гастарбайтеров из Средней Азии, а местным жителям предлагает совершенно мизерную зарплату, не дающую возможности просто выживать при существующем уровне потребительских цен на Сахалине.
Со своей стороны, областные чиновники считают, что высококвалифицированные и опытные гастарбайтеры необходимы рыбной отрасли Сахалинской области. Граждане же Российской Федерации работодателей не привлекают, поскольку зачастую злоупотребляют алкоголем, увольняются с работы и требуют высокую зарплату за тяжелый физический труд, отмечали представители властей субъекта РФ.
Также областные чиновники отмечают, холдинг Александра Верховского ЗАО "Гидрострой" - в которым и был приобретен в свое время рыбколхоз им. Кирова –"откликнулся на просьбы о помощи" градообразующего колхоза. Но в настоящее время, подчеркивают чиновники, коммерческая структура не может себе позволить заниматься инфраструктурой села.
Также по мнению авторов широко распространившегося в сети Интернет острого видеофильма, рыбная отрасль в Сахалинской области имеет значительные недостатки и "перекосы". Распределение рыбных ресурсов в области, считают авторы и комментаторы фильма, идет в интересах нескольких крупных рыбопромышленных предприятий, возглавляемых известными в области бизнесменами и политиками.
Жители прибрежных поселков Сахалина, опрошенные авторами фильма, зачастую говорили о том, что гастарбайтеры и вахтовики, которых предпочитают нанимать нынешние "рыбовладельцы", лишают местных работы, поскольку обходятся бизнесу гораздо дешевле.
Между тем около 200 рыбообработчиков-вахтовиков, работавших в путину-2013 в ООО "Оха" на Сахалине, вступили в спор с руководством предприятия. Нанимая людей на работу, представители агентства-вербовщика сулили "золотые горы" за тяжелый труд по 12 часов в день. Однако реальность оказалась куда скромнее – за три месяца работы вахтовикам поначалу предложили по 30-40 тысяч рублей и обратную дорогу за свой счет.
По данным Сахалинстата, население области неуклонно продолжает уменьшаться. Естественная убыль за январь-май 2013 года составила 291 человека. Миграционная убыль за тот же период составила 713 человек. В целом же за 10 лет население области сократилось на 51705 человек, сообщает Сахалинстат.
По мнению экспертов-демографов такая отрицательная динамика обусловлена прежде всего тем, что на территориях Дальнего Востока нет роста собственно производств, а традиционные для региона отрасли приобрели экспортно-сырьевую направленность, особенно ярко проявляющуюся в рыбохозяйственном комплексе.
Как ранее сообщало агентство, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ все ближе к тому моменту, когда она станет российской лишь номинально. Получив в 2008 году квоты на вылов национального ресурса и множество преференций от государства, рыбодобытчики превратились в поставщиков сырья для мощной индустрии рыбопереработки стран АТР.