«Рыбный союз» выступил с громкими заявлениями
Руководители «Рыбного союза» заявили о несогласии с предложениями крупнейших отраслевых объединений (ВАРПЭ, Ассоциация добытчиков минтая, региональные ассоциации Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов) об изменении процедуры ветеринарного контроля при оформлении рыбопродукции из дикой морской рыбы российского происхождения. Об этом сообщает Золотой Рог.
Почему «Рыбный союз» выступил против рыбаков?
Руководители союза пишут о себе как об объединении «крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий страны». Выходит, они представляют рыбопереработчиков, а другие объединения - рыбодобытчиков? Так ли это? Попробуем разобраться.
Некоммерческая организация «Рыбный союз» включает 32 предприятия. Восемнадцать из них являются импортерами по направлению ТН ВЭД 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные» (охлажденная рыба, мороженая рыба и рыбное филе). В 2013 году указанные восемнадцать предприятий завезли в Россию почти 366 тысяч тонн продукции. Половину от общего объема импорта рыбопродукции по коду ТН ВЭД 03! В деньгах импорт предприятий - членов «Рыбного союза» оценивается в 1,3 млрд долларов США, что составляет опять же почти половину общей стоимости импорта по направлению ТН ВЭД 03. Под громким названием «Рыбный союз» скрывается банальное сообщество крупнейших импортеров рыбопродукции в Россию.
В России 619 импортеров рыбопродукции, из них всего восемнадцать (6%) входят в «Рыбный союз». Зато эти 6% ввозят половину российского рыбного импорта. В соответствии с индексом рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана, используемым ФАС для оценки коэффициента рыночной концентрации, группа предприятий - членов «Рыбного союза» по всем признакам должна быть названа доминирующей на рынке рыбопродукции, поскольку имеет возможности для определения монопольного уровня цен в следующих сегментах: охлажденная рыба, мороженая рыба, рыбное филе.
Такой высокий уровень рыночной власти обусловлен приближенностью входящих в «Рыбный союз» предприятий и его руководства к Россельхознадзору и ФТС. В частности, для предприятий - членов «Рыбного союза» на Северо-Западном таможенном управлении утверждена специальная упрощенная процедура таможенного оформления («зеленый коридор»). Попытки сотрудников Северо-Западной оперативной таможни разобраться, почему, как в свое время сказал Владимир ПУТИН, импортеры и таможня «слились в экономическом экстазе», привели к отстранению от должности излишне любознательных сотрудников.
Оформление ветеринарных сопроводительных для импортеров также происходит в упрощенном режиме. В отличие от российской рыбопродукции импорт оформляется в течение одного-двух часов. Изъятые в выборочном порядке пробы изучаются в лаборатории, но никто не задерживает партию рыбопродукции. В результате с импортом часто бывает так: лаборатории обнаружили несоответствие исследуемых проб санитарно-эпидемиологическим нормам, но рыбка-то уже продана и съедена. Вот так и течет в Россию мутный импортный поток. По оценкам Роспотребнадзора, некачественная и небезопасная рыбопродукция имеет преимущественно импортное происхождение.
Импортную рыбу все чаще стали использовать в качестве продовольственного сырья для производства готовой продукции, отказываясь покупать российскую рыбу. Неслучайно крупнейшие импортеры рыбопродукции являются дочерними структурами иностранных рыбодобывающих компаний и используются этими компаниями для получения контроля над прибыльными сегментами российского рынка рыбопродукции, а также для получения в России гарантированных рынков сбыта для мороженой рыбы, добываемой иностранными компаниями. Кроме того, крупнейшие импортеры рыбопродукции имеют льготные контракты с иностранными поставщиками, что позволяет им получать продукцию без предоплаты, с отсроченным на полтора-два месяца платежом. В совокупности с упрощенной процедурой ветеринарного оформления импортной рыбопродукции это создает неоспоримые конкурентные преимущества для иностранных компаний (в том числе из стран, которые ввели экономические санкции против Российской Федерации).
Как результат - в 2013 году произошло увеличение импорта мороженой рыбы в Россию за счет сокращения рыночной доли дальневосточной рыбы в европейской части страны. В 2012 году в Россию ввезли 450 тысяч тонн мороженой рыбы, а в 2013 году - 500 тысяч тонн мороженой рыбы. Напомним, что в 2006 - 2008 годах в Россию завозили 550 - 600 тысяч тонн мороженой рыбы, в те годы импорт захватил господство на внутреннем рынке. Похоже, сейчас импортеры намерены взять реванш и сохранить «зеленый коридор» для поставок рыбного импорта в Россию.
Вот и ответ на вопрос, заданный в самом начале. Никакого конфликта между рыбодобытчиками и рыбопереработчиками не существует. Большинство крупнейших рыбодобывающих предприятий одновременно являются и крупнейшими переработчиками продукции тоже. Крупнейшие рыбопромышленные компании имеют на вооружении как производственные мощности по добыче рыбы, так и производственные линии по выпуску готовой продукции. Нет конфликта между добытчиками и переработчиками - есть конфликт между предприятиями, работающими на российском сырье (в том числе добываемом предприятиями), и предприятиями, работающими на импортном сырье (одновременно являющимися импортерами сырья).
В Минсельхозе и Росрыболовстве, похоже, разобрались с тем, кого на самом деле представляет «Рыбный союз». Поэтому в обновленный состав общественного совета при Минсельхозе и общественного совета при Росрыболовстве представителей «Рыбного союза» не включили.