{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

«СахНИРО» рассказал про научное сопровождение путины

13 июля 2020 09:17

Журналисты встретились с заместителем руководителя Сахалинского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» («СахНИРО») кандидатом биологических наук Виктором Владимировичем Лапко.

– В чем заключается научное сопровождение путины?

– Если коротко, то в том, что специалисты «СахНИРО» следят за путиной на всех ее этапах. Для этого они регулярно присутствуют во всех районах области, где идет активная добыча тихоокеанских лососей, отслеживают величину уловов и динамику их изменения, смотрят, какая именно рыба попадает в промышленные орудия лова – ставные невода. При этом отмечают не только, какие виды лососей, в каком соотношении встречаются в уловах, но и фиксируют размеры рыб (длина, масса), соотношение полов, упитанность, зрелость, а также изменения этих характеристик в течение путины.

На основе полученных данных специалисты оперативно оценивают ситуацию по подходам лососей и, если имеются основания, своевременно корректируют первоначальный прогноз – дают рекомендации для увеличения объема вылова либо, напротив, для прекращения промысла.

Кроме того, во время путины специалисты «СахНИРО» регулярно обследуют реки на предмет полноты заполнения нерестилищ производителями лососей.

– Дальше у нас на повестке больной вопрос – рыбный прогноз! На основании чего он делается?

– Как я понимаю, вопрос касается лососевого прогноза, и в первую очередь горбушового. Ежегодно, приблизительно с начала мая до середины июня, мы ведем масштабные работы в реках по учету ската молоди с естественных нерестилищ.

Думаю, все знают, что в течение нереста горбуша, как и другие виды тихоокеанских лососей, сооружает нерестовые бугры, в которые закапывает оплодотворенную икру. В них и проходят инкубация и выклев мальков лосося до «выхода в свет». К апрелю–маю они подрастают, выбираются из бугров в открытую воду и, подхваченные течением, дрейфуют к устью реки, иначе говоря, совершают покатную миграцию. Вот на этом этапе мы и стараемся как можно тщательнее их посчитать. К полученным оценкам численности скатившейся из рек молоди впоследствии прибавляем то, что выпустили с лососевых рыбоводных заводов. Итогом таких калькуляций является оценка общей численности молоди горбуши, которая в текущем году мигрировала из нерестовых водоемов на нагул в морские воды.

В июне–августе эта молодь откармливается и подрастает в прибрежных морских акваториях, затем постепенно мигрирует в открытые районы Охотского моря и дальше – через Курильские проливы в Тихий океан.

Для горбуши морской период длится один календарный год. В июне–июле следующего года она возвращается крупной половозрелой рыбой к своим нерестовым водоемам. Тут-то, собственно, она и попадает в сети рыбаков.
По завершении путины, располагая оценками общего вылова горбуши и числа рыб, учтенных в реках на нерестилищах, нам нетрудно получить общую численность взрослых рыб, подошедших к побережью области.

Таким образом, в итоге получаем две оценки численности одного поколения горбуши: первая – на этапе ската молоди из рек в море, вторая – на этапе подхода уже взрослых рыб к нерестовым водоемам.

Сопоставляя полученную общую численность подхода горбуши с численностью скатившейся молоди, мы получаем так называемые коэффициенты возврата, которые, по сути, показывают выживаемость конкретного поколения горбуши. Для горбуши эта величина варьируется в широких пределах – в среднем около 5%. Остальные 95% от скатившейся в море молоди погибают в течение морского периода жизни по разным причинам, в основном из-за неблагоприятных условий и выедания хищниками.

Подобные коэффициенты возврата подсчитаны для нескольких десятков поколений горбуши и разных районов области. При прогнозировании, в общем случае, именно с помощью этих коэффициентов возврата и оценок численности скатившейся из рек и выпущенной с заводов молоди специалисты получают предполагаемую численность подходов горбуши к побережью в следующем году. После этого уже нетрудно оценить перспективы промысла. Для этого из прогнозной величины подходов необходимо вычесть число рыб, которое необходимо пропустить для размножения на нерестилища, а остаток и является доступной для вылова величиной.

– Если представить, что ученые устранились и промысел отдан рыбакам. Улучшит ли это ситуацию?

– Разумеется, нет! Мы уверены в необходимости прогноза для сохранения рыбных ресурсов Сахалина, и в первую очередь лососевых, поскольку именно на основе прогноза наука рекомендует меры сохранения эксплуатируемых популяций той же горбуши. Если, как вы говорите, ученые устранились и рыбакам дать ловить без ограничений, то за два-три года, максимум пять лет, горбуша будет вообще выловлена.

Старожилы отрасли еще помнят те времена, когда рыба заполняла все, что можно. Ее приходилось изымать и закапывать, дабы спасти реки для воспроизводства. В ближайшие годы ничего подобного ждать не приходится. По крайней мере, на юге Сахалина. На севере острова ситуация немного получше, но не принципиально.

В последнее время специалисты по горбуше объясняют снижение численности популяций глобальным потеплением, при котором в южных частях ареала условия для воспроизводства горбуши ухудшаются, уровень естественного воспроизводства и выживания снижается.

– То есть ей лучше теперь на севере, и она уходит на Камчатку?

– По причинам, о которых я упомянул выше, в южных районах происходит сравнительно быстрое и потому более заметное сокращение численности популяций горбуши, тогда как в северных районах она находится в более комфортных условиях и ее воспроизводство более стабильно. Создается иллюзия, что горбуша перестала размножаться на юге и вся ушла на север. Но это не так – на юге она, продолжая размножаться, просто быстрее становится малочисленной.

И, кстати, мелькающие время от времени в прессе версии о том, что сахалинская горбуша «ушла» в камчатские реки или была выловлена на Курилах, научного подтверждения не получили.

– Как проходит полевой сезон?

– В деле по прогнозированию лососей для нас самое главное качественно провести учетные работы по скату молоди. Начиная с мая и по середину июня у нас выходят несколько полевых групп для учетных работ на реках, которые мы традиционно осуществляем в течении десятков лет. Считаем, сколько молоди скатилось, потом распространяем эту величину на аналогичные реки района с учетом площади нерестилищ. Получаем общую величину скатившейся молоди.

Далее, с началом лососевой путины, наши специалисты проводят наблюдения и сбор материалов из промысловых уловов во всех основных районах области. Это необходимо для того, чтобы оперативно готовить рекомендации по регулированию промысла. Впрочем, об этом я уже рассказал выше.

По окончании путины, которая, кстати, на Южных Курилах длится до ноября, наша задача собрать и обобщить как можно более точную информацию о результатах промысла (сколько рыб выловлено и сколько пропущено на нерестилища). По последней величине (пропуск на нерестилища) можно предварительно составить представление о предполагаемом уровне воспроизводства. Ну а более веские основания для прогноза дадут результаты учетных работ на скате в следующем году. Вот такой приблизительный цикл полевых работ. Путина текущего года в самом начале, уловы пока очень скромные. Первоначальный прогноз на путину мы пока не меняем, поскольку для этого оснований нет. Наблюдаем за промыслом.

Источник: СахНИРО
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>