«Ветеринарное лобби» не смогло узаконить антирыбные поправки
Совет Государственной Думы РФ не поддержал предложение группы депутатов о рассмотрении законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979 – 1 «О ветеринарии» на пленарном заседании, состоявшемся 4 июля 2014 года. Авторы поправок в закон о ветеринарии были вынуждены внести изменения в законопроект (имеется в распоряжении редакции). Об этом сообщает сообщает ИА «Дейта».
Из новой редакции поправок к закону «О ветеринарии» исключены все статьи, которые расширяли понятие «ветеринарно–санитарной экспертизы». Помимо этого из законопроекта убрали нормы, касающиеся ветеринарно–санитарной экспертизы для российской рыбопродукции из дикой рыбы.
По информации собеседника агентства, Совет Госдумы РФ принял решение перенести рассмотрение законопроекта на осеннюю сессию в связи с многочисленными отрицательными отзывами предпринимательского сообщества на внесенный законопроект. В их числе Некоммерческое партнерство «Союз участников потребительского рынка» (СУПР), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальное объединение молочной отрасли «Союзмолоко», Российский зерновой союз, Некоммерческая организация «Союз предприятий зообизнеса», Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).
Совет Госдумы РФ не оставил без внимания опасения бизнес-сообщества касательно новых поправок в федеральный закон «О ветеринарии», которые, по их убеждению, существенно затруднят ведение предпринимательской деятельности организациями розничной торговли, а также потребуют с их стороны дополнительных издержек, в том числе при прохождении процедур, связанных с установлением ветеринарного состояния перевозимой пищевой продукции и выдачей ветеринарных сопроводительных документов. По оценке Российского зернового союза, всё законодательство, регулирующее ветконтроль, построено так, чтобы оправдать гигантское давление на бизнес.
Как следует из обращения ВАРПЭ, в законопроекте «О ветеринарии» не учтено поручение главы государства. С целью исполнения поручения президента и устранения «бремени избыточного ветеринарного контроля» рыбы отраслевая ассоциация предлагала дополнить законопроект, а именно, исключить рыбопродукцию из товаров, подлежащих ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности для пищевых целей.
Таким образом, попытки Россельхознадзора с помощью депутатов узаконить тотальные лабораторные исследования каждой партии российской рыбопродукции оказались безуспешными даже несмотря на поддержку своих инициатив среди части рыбного сообщества, представляющих, главным образом, импортёров рыбопродукции – членов Некоммерческой организации «Рыбный союз».
«Понятно почему «Рыбный союз» отстаивает сохранение ветеринарного контроля, по сути, преследуя свои интересы – рассуждает президент ВАРПЭ Александр ФОМИН. – Они имеют иностранный сертификат, т.н. «сертификат здоровья», который приравнивается к ветеринарному сертификату. При оформлении импортной рыбы в российском порту Россельхознадзор (на основании данного сертификата) ставит им отметку, и в течение двух часов участник «Рыбного союза» получает необходимые документы».
Если вдуматься, то тихоокеанским лососям, идущим на нерест, приходится преодолевать куда меньше препятствий, нежели отечественной рыбе, оказавшейся в «ветеринарном лабиринте». На каждом этапе контроля значительная часть продукции задерживается. Причём задерживается не потому, что она небезопасна в ветеринарном отношении (согласно отчёту Россельхознадзора за период с 2004 года не было выявлено ни одного случая заражения дикой морской рыбы, добытой российскими рыбаками, болезнями, внесёнными в список Международного эпизоотического бюро), а потому что инспекторы Россельхознадзора усматривают нарушения других законов. Продукцию задерживают также на этапе досмотра, и в обязательном порядке – на этапе лабораторного контроля каждой партии рыбопродукции.
Кстати, по оценке экспертов, совокупные затраты рыбной отрасли на ветеринарное оформление составляют 3,6 млрд. рублей. Эти затраты складываются из прямых платежей за лабораторные исследования каждой партии продукции (400 млн. рублей), убытков из-за хранения задержанной продукции и простоя транспортного флота (1,7 млрд. рублей) и убытков из-за простоя добывающего флота (1,9 млрд. рублей). При этом оформление ветеринарных документов на импорт, занимает, как правило, сутки. В отличии от импорта российская рыбопродукция, добытая в российских водах и поставляемая на российский рынок, оформляется 10 – 12 суток.