В 2020 году в финансовом состоянии рыбохозяйственного комплекса произошли существенные изменения
Доклад президента ВАРПЭ Германа Зверева на расширенном заседании Коллегии Росрыболовства
В 2020 году в финансовом состоянии рыбохозяйственного комплекса произошли существенные изменения. Затормозились – и существенно затормозились (на четверть по сравнению с предыдущей пятилеткой) – темпы прироста отраслевой выручки. С отраслевой прибылью – еще хуже.
В период с 2015 года отраслевая прибыль ежегодно увеличивалась и за пять лет выросла в 12 раз. В минувшем году «пятилетка больших прибылей» закончилась. Отраслевая прибыль снизилась на 17%: с 180 млрд. рублей до 150 млрд. рублей.
«Искусственная кома», в которую был введен сектор реализации продукции. Расходы на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, расходы из-за разрыва или удорожания логистических цепочек, из-за удорожания перегрузов и транспортировки продукции в море. «Замораживание» каналов сбыта на внешний рынок, начавшееся в ноябре прошлого года, которое очевидно будет действовать в течение 2021 года. Таковы основные причины ухудшения финансового состояния отрасли.
Российский рыбопромышленный комплекс не получил в минувшем году сколько-нибудь заметную государственную поддержку. Сколько-нибудь заметную в сравнении с мерами государственной поддержки в других странах.
В прошлом году объем государственной поддержки в КНР составил 8 млрд долларов, в Японии – 3,8 млрд долларов, в Республике Корея – 2,9 млрд долларов. Масштабная поддержка рыбной отрасли осуществлялась в США. Главными инструментами господдержки были субсидирование расходов на топливо для промысла в Мировом океане и стимулирование государственных закупок рыбопродукции.
В нашей стране топливные субсидии могут заработать уже скоро. Это хорошо.
А вот идея государственных закупок рыбопродукции не была поддержана в Правительстве. Это плохо.
Несмотря на существенное торможение отраслевой выручки и отсутствие мер господдержки продолжается инвестиционный рост.
По данным Росстата, совокупные инвестиции в отрасли превысили 68 млрд рублей – на 24 % больше, чем в 2019 году. Для сравнения, прирост инвестиций в целом в российской экономике в прошлом году составил – 4 %, в сельском хозяйстве – 2 %, в пищевой отрасли – 17 %.
Добавлю, что совокупные налоговые и неналоговые поступления рыбопромышленных предприятий составили в 2020 году 190 млрд рублей.
Теперь – о регуляторике.
В минувшем году разные формы обсуждения проходили 108 проектов, нормативных актов, разработанных при участии Росрыболовства. 35 проектов проходили форму общественного обсуждения, 28 – форму оценки регулирующего воздействия. По итогам картина такая.
По 15 проектам у отраслевого сообщества не было серьезных замечаний, по девяти проектам позиция отраслевого сообщества была учтена неполностью или частично, и только по четырём проектам наша позиция не была учтена.
21 из 28 проектов актов, подготовленных Минсельхозом и Росрыболовством в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, подготовлен с нарушением требования о размещении сводки поступивших предложений не позднее 20 рабочих дней.
Ни по одному из проектов не указаны альтернативные пути ее решения, расчетное обоснование проблемы и способа регулирования, а также международный опыт решения заявленной проблемы.
Сильно взбудоражила отрасль история с подменой текста проекта приказа от 26 декабря 2019 года № 721.
На этапе подготовки доработанная редакция проекта приказа не размещалась на regulation.gov.ru для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия и не направлялась в Минэкономразвития России для подготовки заключения. Приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. № 721, устанавливающий порядок передачи, имеет существенные отличия как по структуре, так и по содержанию от редакции, прошедшей процедуру оценки регулирующего воздействия.
Так что в сфере регуляторики у нас еще большое поле для работы.
В минувшем году полезную работу выполняла «регуляторная гильотина». И мы подтаскивали нормативные документы под ее секиру.
64 заседания рабочей группы прошло в минувшем году. Мы рассмотрели 97 проектов нормативных актов. Большинство проектов рассматривались неоднократно. Хочу поблагодарить Илью Васильевича за то, что Минсельхоз и Росрыболовство обеспечили полноценное участие сотрудников ведомств для рассмотрения замечаний рабочей группы.
«Регуляторная гильотина» отсекла свыше 250 нормативных актов, а в ряде случаев остановила появление инфицированных избыточными административными барьерами документов.
Приведу пример постановления по «незаходным судам». Изначальная редакция предусматривала тотальный локдаун на время таможенного оформления для всех рыбопромысловых судов, которые произвели любую производственную операцию за границей. После многократного обсуждения удалось внести изменение. Однако подписанное 31 декабря 2020 года Постановление № 2471 вопреки итогам обсуждения сократило переходный период для таможенного оформления приобретенных за рубежом судов с трех лет до одного года.
Конечно, мы с такой ампутацией не согласны и будем делать все, чтобы вернуть трехлетний переходный период. Просим отразить позицию отрасли в решении Коллегии.
Считаю важным на заседании Коллегии высказать консолидированную позицию отрасли касательно второго этапа инвестиционных квот.
Первое. Считаем необходимым оставить Северный рыбохозяйственный бассейн за скобками. Здесь уже достаточный объем производственных фондов: дальнейшая перекапитализация не нужна.
Второе. Считаем важным сделать ставку на развитие береговой инфраструктуры: перерабатывающий завод + холодильный комплекс. При этом необходимы дополнительные опции. Чтобы за год завод перерабатывал не менее 100 тыс. тонн уловов – именно уловов (речь должна идти о поставках уловов в свежем и охлажденном виде). Чтобы производил готовую продукцию в ассортименте. Предлагаем поднять планку по загрузке заводов: объем перерабатываемых на заводе уловов должен в 1,5 раза превышать предоставленную инвестиционную квоту. Предлагаем предоставить право инвестору использования неОДУемых объектов, добываемых в рамках группы лиц.
Третье. Второй этап инвестиционных квот для строительства рыбопромыслового флота должен быть начат не ранее 2025 года.
В настоящее время в связи с административными преобразованиями в Минсельхозе России и Росрыболовстве меняется регламент сопровождения инвестиционных проектов в области рыболовства. Предлагаем ускорить работу по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие порядок работы комиссии и рабочей группы по отбору инвестиционных проектов.
Еще одно предложение. Предлагаемые цифры ОДУ становятся известны рыбацким объединениям ТОЛЬКО после их утверждения на Совете директоров рыбохозяйственных научных институтов при руководителе Росрыболовства, только после чего направляются на общественные слушания. Фактически у бизнеса отсутствует возможность ознакомиться, изучить материалы и сформировать позицию. Предлагаем заблаговременно информировать отраслевые общественные организации о предлагаемой ОДУ.
Учитывая предлагаемую Росрыболовством идею финансирования научных исследований за счет специального сбора, такой уважительный формат взаимодействия бизнеса и науки считаем оправданным.
В целом отмечаем слаженную работу Росрыболовства: центрального аппарата, территориальных управлений в 2020 году, оперативность в принятии решений.
А главное – принципиальную и взвешенную позицию руководителя отрасли по главным вопросам развития отрасли.