ФАС очищает рыбный промысел от иностранцев
Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект об ограничении иностранного участия в рыбодобывающих компаниях. Предлагается ограничить иностранное участие в рыбодобывающих компаниях долей в 25%.
Сейчас российские компании, которые находятся под контролем иностранцев, не могут добывать рыбу. Исключение составляют фирмы, которые получили разрешение комиссии правительства по контролю за иностранными инвестициями. По действующим нормам контролем признается владение свыше 50% долей в компании.
Изменения в закон о рыболовстве инициировала ФАС. В течение года после вступления в силу новых норм иностранные собственники с долей в 25–50% должны будут получить у правительственной комиссии разрешение на владение долей либо снизить ее. Если они этого не сделают, то это станет основанием для лишения иностранного владельца права голоса на общем собрании акционеров или участников через суд, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Цель законопроекта – снизить для иностранцев возможность управлять российскими рыбодобытчиками, говорили в ФАС в прошлом году. По мнению антимонопольщиков, часто такие компании зависят от зарубежных инвесторов, хотя их доля меньше 50%. Дело в том, что их устав и другие документы требуют участия таких совладельцев при принятии ключевых решений.
ФАС приводит недавние примеры: незаконный иностранный контроль обнаружен в дальневосточных компаниях по добыче рыбы «Алитет-ДВ», «Айруп», «Оладон» и др. Согласно ЕГРЮЛу, в числе их совладельцев есть корейские инвесторы с долей 49%. Но, как выяснила ФАС из документов компаний, для принятия ключевых решений в них требуется в том числе и участие миноритарных собственников, говорится в определениях арбитражных судов. На основании этого служба сделала выводы о наличии фактического контроля иностранцев над этими компаниями.
Также в 2018 г. ФАС обнаружила незаконный контроль гражданина Украины Дмитрия Дремлюги над рядом приморских компаний. После этого Росрыболовство расторгло с ними договоры о закреплении долей квот на добычу. Процессы в арбитражных судах Приморья по данным фактам идут до сих пор.