15 лет вместе: государственно-частное партнёрство, новые горизонты
За три минувших пятилетки рыболовецкие компании Камчатки получили от края поддержку на сотни миллионов рублей. Эта помощь вернулась региону в виде миллиардных инвестиций.
1990-е и начало 2000-х были для рыбной отрасли Камчатки самым тяжелым временем, но надеяться на какую-либо помощь от государства и своего региона рыбакам не приходилось. Считалось так: если компания получила на некоторый (пусть даже очень короткий) срок квоты или рыболовный участок, только за одно это она должна расплачиваться долгие годы.
На Камчатке рыболовецкие предприятия постоянно слышали только «Дайте». Они тянули на себе поселки, отчисляли средства на содержание жилья, больниц, дорог, гадая, какую еще социальную нагрузку на них возложат.
После объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в 2007 году регион пересмотрел отношения между бизнесом и властью. Рыбаки никогда не отказывались от обязательств, упомянутых в социальной хартии российского бизнеса. Но помощь должна быть взаимной. Если край ждет со стороны бизнеса поддержки, помимо налогов и рабочих мест, то сам должен в силу своих возможностей помогать ему.
Первый шаг был сделан с принятием долгосрочных краевых целевых программ, в том числе программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края». В их рамках рыбацкие предприятия полуострова в течение нескольких лет получили 750 млн рублей господдержки. Это помогло воплотить в жизнь 42 проекта по строительству и модернизации производственных мощностей.
«Мы поддерживали предприятия в реализации крупных инвестиционных проектов и субсидировали часть процентной ставки по кредиту», – говорит министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Сегодня к наиболее востребованным мерам государственной поддержки относятся преференции и льготы, которые предоставляют территория опережающего развития (ТОР) «Камчатка» и свободный порт Владивосток (СПВ).
Резидентами ТОР «Камчатка» являются 13 рыбных компаний Камчатки. Наиболее известный проект, реализованный на площадке ТОР, – завод по глубокой переработке рыбы ООО «Камчаттралфлот». Завод был открыт в 2019 году на мысе Чавычном. Ежегодно он производит порядка 20 тысяч тонн продукции – от консервов до филе. Только треть идет на экспорт, остальное поступает на внутренний рынок.
Чтобы камчатский бизнес смог воспользоваться льготным режимом свободного порта Владивосток, в границы СПВ была включена территория Петропавловска. В этом году минимальный объем капиталовложений, необходимый для получения статуса резидента СПВ, снижен с 5 миллионов до 500 тысяч рублей. Это позволит охватить максимальное количество предприятий, желающих получать льготы свободного порта.
На Камчатке самым масштабным проектом СПВ стал порт-хаб по комплексному обслуживанию судов и перевалке контейнерных грузов. Порт создается силами компании «Терминал «Сероглазка» на территории базы флота «Акроса». По этому проекту уже созданы 202 рабочих места, построены и реконструированы причалы протяженностью 522 погонных метра с глубинами до 14 метров, введен в эксплуатацию холодильник, обустроена площадка для рефконтейнеров. В 2019 году порт-хаб смог обеспечить заход в Петропавловск единственного в мире атомного лихтеровоза «Севморпуть», чтобы отправить с Камчатки в западные регионы страны партию рыбной продукции. В 2020-м рейс был повторен. В этом году должно состояться два таких рейса, которые будут субсидированы государством.
Поддержка оказывается и в рамках нацпроекта «Экспорт продукции АПК»: это субсидирование покупки топлива, помощь в получении различных сертификатов. Можно также получить поддержку по линии минпромторга, связанную с судостроением.
«В целом, существует достаточно разнообразный пакет предложений для предприятий, которые могут в зависимости от специфики своих задач использовать те или иные меры поддержки», – отмечает Андрей Здетоветский.
Все это служит отличным стимулом для бизнеса развиваться, строить предприятия, совершенствовать свою работу. Результат, демонстрирующий пользу таких мер, – рост инвестиций в региональном рыбохозяйственном комплексе. Их объем в основной капитал в 2017 году составил 8,6 млрд руб., в 2018 году – 8,8 млрд руб., в 2019 году – 11,8 млрд руб., в 2020 году – 19,2 млрд руб., в 2021 году – 20,85 млрд руб. Плюс более шести тысяч новых рабочих мест, созданных на рыбоперерабатывающих заводах, которые построены на полуострове в 2008–2021 годах.
Новые времена – новые вызовы. В условиях санкционного давления у бизнеса возникают проблемы, решение которых без помощи государства невозможно. 8 июня эта тема обсуждалась во Владивостоке на совещании представителей Генеральной прокуратуры и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Как было сказано в ходе этого разговора, 77 % российских бизнесменов адаптировались к новым условиям, остальные 23 %, в числе которых резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, столкнулись с объективными сложностями. Среди них: затягивание сроков поставок оборудования, материалов, проблемы с привлечением финансирования, увеличение сроков выполнения работ.
В то же время растет стратегическая роль Дальнего Востока. Как отметил заместитель генерального прокурора Дмитрий Демешин, этот регион в условиях внешнего санкционного воздействия становится для России новыми воротами в сторону рынков АТР. А значит, государство усилит поддержку дальневосточного бизнеса и его проектов.
По словам заместителя председателя Правительства России Юрия Трутнева, принципиально важно обеспечить предприятиям Дальнего Востока доступность финансовых ресурсов взамен разрушенных международных связей.
Государство не зря потратит деньги. Его партнерство с частным капиталом уже показало свою эффективность. Российское предпринимательство, чувствуя поддержку своей страны, может преодолеть любые трудности в наших общих интересах.