4 сентября 1992 года началась приватизация рыбной отрасли
4 сентября 1992 года Правительство приняло постановление № 708, ставшее поворотным для развития рыбопромышленного комплекса России — было утверждено «Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса».
С этого момента де-юре начался переход предприятий отрасли в частные руки. Хотя де-факто «разгосударствление» шло уже третий год. Причем в самом неблагоприятном для государства варианте: предприятия получали построенный за счет госкредитов или под госгарантии новый рыбопромысловый флот, но никакой ответственности за возврат средств уже не несли.
Во многом этому способствовало отсутствие полноценного «штаба отрасли» — в конце 1991 года союзный Минрыбхоз прекратил свое существование, а созданный при Минсельхозе РСФСР Комитет по рыболовству не обладал ни административным весом, ни лоббистским потенциалом.
Постановлением № 708 все основные рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока предполагалось акционировать по схеме, предоставляющей трудовым коллективам права на приобретение до 51% уставного капитала в форме обыкновенных акций по закрытой подписке, а после реализации 80% акций — создание фонда акционирования работников предприятий (ФАРП) размером 5% уставного капитала. Именно таким способом в ходе ваучерного этапа приватизации, в 1992–1994 годах, было приватизировано 204 предприятия, производившие 89% всей рыбопродукции Дальнего Востока. При этом бюджетная эффективность такого способа оказалась весьма условной. Например, 11 крупнейших рыбопромышленных предприятий Приморского края стали частной собственностью за ₽22,8 млн (13,8 млн «живых» рублей и 9 млн приватизационными чеками).
Благодаря усилиям местных властей отдельные крупные предприятия удалось сохранить. Например, в Приморском крае как единая компания продолжила работать Находкинская база активного морского рыболовства (НБАМР). На Камчатке выстояли «Океанрыбфлот», Рыболовецкий колхоз имени В. И. Ленина и продолжатель Камчатского межколхозного производственного объединения — АКРОС. В Поморье в качестве крупных производственных единиц сохранились Мурманский траловый флот и Архангельский траловый флот. На Сахалине же рыбная отрасль оказалась раздробленной. В масштабах всей отрасли можно говорить, что приватизация привела к деконцентрации капитала.
Источник: ВАРПЭ
Деконцентрация капитала - мягко сказано. Разрушили готовые вертикально интегрированные компании БПО Севрыба, Дальрыба итд. Теперь думается, что надо было БПО просто акционировать, сократить затраты и дать хозяйственную самостоятельность при сохранении контрольного пакета в руках государства. И инвесторы бы нашлись за реальные деньги на 49 %, была бы продукция с высокой добавленной стоимостью и бюджет бы сохранил хороший доход от госпакета.
Что касается новых капиталистов, пусть бы строили бизнес “своим горбом”, а не на приватизации большой собственности за гроши.
Бассейновые объединения типа Запрыба, Севрыба, Дальрыба не являлись собственниками основных фондов (заводов, газет, пароходов). Они были одним из звеньев централизованной системы управления: Минрыбхоз - Бассейновое объединение - Региональное (республиканское) объединение (например, Камчатрыбпром, Магаданрыбпром, Латрыбпром…..) - Рыбодобывающее предприятие. В бассейновых и региональных объединениях нечего было акционировать кроме столов и стульев, ну может еще зданий и автотранспорта.
Формально так, но, поскольку собственником фондов являлось государство, а предприятиям всего лишь делегировалось право оперативного управления, ничто не мешало перед акционированием превратить входящие в Севрыбу объединения в дочерние компании.
Нашел про Севрыбу в интернете:
объединение в целом осуществляло хозяйственную деятельность:
Руководило производственными объединениями, предприятиями и организациями, входящими в его состав.
Выступало как вышестоящий орган.
Имело самостоятельный баланс и действовало на началах хозяйственного расчёта.
БПО «Севрыба» было ответственно за планомерное и пропорциональное развитие производственно-хозяйственного комплекса, повышение производительности труда и эффективности производства. Оно также обеспечивало полное возмещение затрат на производство продукции.
--