Когда до центральной части России "доплывет" доступная рыба
Одно из главных богатств Дальнего Востока - водные биоресурсы. Правда, рыба в основном так и остается в регионе, либо продается по заоблачным ценам. Когда до центральной части России "доплывет" доступная рыба?
Юрий Трутнев: Появились механизмы выделения квот под строительство перерабатывающих мощностей на берегу и под строительство рыболовного флота. Это важно, потому что нам нужна береговая инфраструктура, новые холодильники и суда, желательно заказанные в России. Это важный момент, мы его долго обсуждали, отрабатывали этот механизм, надеюсь, он будет работать.
В долине гейзеров для приема самолетов построят взлетно-посадочную полосу. Туристов станет больше
Но мы не сделаем чуда. И такого, чтобы из Владивостока до Москвы было рыбу совсем легко и дешево везти, скорее всего, у нас не получится. Но сделать так, чтобы довезти значительно дешевле и быстрее, чем сейчас, можно и нужно.
Уже есть чем похвастаться?
Юрий Трутнев: К сожалению, пока особо нечем. Президент давал на Госсовете поручение, много раз этот вопрос рассматривался. Воз и ныне там. Как возили долго и дорого, там и возят долго и дорого, зато очень хорошо умеют объяснять, почему рефрижераторные секции требуют отдельных расценок - потому что они сложные, их с горки катать нельзя и так далее. Но это, мне кажется, тот случай, когда надо просто выполнять поручение главы государства, а не объяснять, почему это сделать невыносимо трудно. Будем продолжать этим заниматься, общаться с РЖД и добиваться, чтобы они поручение выполнили.
А что с марикультурой?
Юрий Трутнев: Тут вообще все замечательно в том смысле, что у нас никакой марикультуры нет. Если в мире выращивается около 50 процентов улова, то в России меньше процента. У нас выделен всего процент от потенциальных участков, которые могут использоваться для марикультуры, 99 не выделены. Я недавно докладывал президенту и предложил создать единый рыбопромысловый ТОР, забрать туда все рыбопромысловые участки и публично транспарентно на торгах их реализовать
А почему пока не получается это сделать?
Юрий Трутнев: Потому что Росрыболовство говорит, что надо подготовить эти участки, исследовать дно, а денег нет. Но, пожалуйста, давайте возьмем деньги Фонда по развитию Дальнего Востока и заплатим отраслевым институтам. Исследуем все, что необходимо, сформируем участки, отдадим их, а потом по результатам торгов вернем фонду деньги. Нет проблем. Виза президента "поддержать" есть, поэтому будем пробиваться, чтобы этот механизм был реализован. Тогда, думаю, за 2-3 года марикультура как новая отрасль появится в России.
2015-й и 2016-й стали годами беспрецедентного внимания к развитию Дальнего Востока. Только в прошлом году было принято 5 федеральных законов, еще два на очереди. Какие направления "не закрыты"?
Юрий Трутнев: Мы не на один день не будем прекращать поиск новых инструментов. То есть история, когда бы мы сказали: видите, сколько мы уже насоздавали - СПВ, ТОР, механизмы поддержки инвестиционных проектов, фонд развития и т.д., - все уже хорошо, пора остановиться, не пройдет.
Тот вопрос, который вы сейчас задали, я задаю себе постоянно. Я уверен в том, что процесс развития регионов конкурентный. Он конкурирует с европейской частью России, люди имеют право выбирать, где им лучше жить. Он конкурирует и со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом, потому что инвесторы тоже выбирают, куда вложить средства. В Малайзию, Сингапур, в Гонконг или Россию. И если мы в этой конкуренции не будем выигрывать, значит, мы будем проигрывать. Ничьей тут быть не может.