{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Представители камчатского рыбацкого сообщества и погранслужбы обсудили общие проблемы

15 февраля 2017 10:44

10 февраля состоялся семинар, на котором представители камчатского рыбацкого сообщества и погранслужбы обсудили общие проблемы. Разговор получился честным и конструктивным.

Путь к диалогу

Напомним, в декабре 2016 года начальник пограничного управления по восточному арктическому району Роман Толок провел встречу с представителями рыбной отрасли Камчатки. Ряд вопросов, которые были затронуты, потребовали отдельного, более детального разговора. Роман Толок предложил провести семинар с участием сотрудников погранслужбы и рыбных компаний, которые в силу своей компетенции могли бы рассмотреть эти вопросы со всех сторон.

Организацию семинара взял на себя Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. Дискуссионной площадкой стал офис на ул. Атласова, где располагается СРПК.

Среди тех, кто представлял пограничное управление, были начальник отдела по охране морских биоресурсов Дмитрий Гинзбург, его заместитель Станислав Дашевский, начальник координационного отдела Виктор Шагин. От предприятий пришли заместители директоров по флоту, безопасности мореплавания, капитаны, юристы.

Как сказал председатель СРПК Сергей Тимошенко, открывая встречу, у рыбацкого сообщества не может быть претензий к пограничникам, которые исполняют свои обязанности в рамках закона. Другое дело, что в законах и подзаконных актах хватает узких мест, которые осложняют работу и рыбакам, и самим пограничникам. Надо не конфликтовать, а вместе находить и устранять противоречия в нормативной базе.

Разговор длился два с половиной часа. За это время рыбаки получили от сотрудников погранслужбы ответы на все свои вопросы и замечания. В свою очередь пограничники высказали свои замечания и предложения. Кратко остановлюсь на некоторых из них.

Острые углы

Отправляясь на промысел, капитан обязан уведомить погранслужбу о координатах предстоящего пересечения границы. Но он не может предусмотреть все координаты, в которых пересечет границу в процессе промысла. Как быть, чтобы не «налипнуть» на штрафы?

По словам Виктора Шагина, капитан должен указать в уведомлении только ту точку, в которой он пересечет границу при следовании из порта в район промысла и обратно. Об остальных пересечениях, совершенных в ходе рыболовной деятельности, капитан сообщает лишь по факту. Хотя, бывает, он этого не делает. То ли по запарке, то ли по иным причинам.

«При наличии устойчивого позиционирования мы и так можем видеть, пересекаете вы госграницу или нет. Но раз в постановлении написано, что вы должны уведомить нас о факте пересечения, давайте быть взаимно вежливыми, – обратился к рыбакам Виктор Шагин. – Раньше уведомления ждали в течение часа. Если оно приходило на пять минут позже, это уже считалось нарушением. Сейчас такого нет. Бывает, что ждем и по несколько часов».

Почему пограничники сразу не сообщают капитану и судовладельцу, что те нарушили порядок уведомления, а «копят» статистику нарушений? Чтобы наказать построже?

«Мы не «копим» нарушения. В нашей зоне ответственности одновременно находится порядка 560 судов. Установить факт нарушения по каждому судну – не сиюминутное дело», – объяснил Виктор Шагин.

Сейчас в разгаре минтаевая путина. По словам рыбаков, они сталкиваются с нехваткой в экспедиции пограничных инспекторов, которые обязаны контролировать перегруз продукции. Иному перегрузчику приходится бежать за сто миль, чтобы взять на борт инспектора.

«В 2016 году были сбои с инспекторами, где-то не хватало. Сегодня на минтаевой путине в Охотском море – 36 человек. Этого достаточно при ответственном подходе со стороны капитанов и судовладельцев, — уверен Дмитрий Гинзбург. — Патрульные суда и пограничные корабли в режиме такси от транспорта до транспорта не работают. Мы своими силами вывозим инспекторов в районы промысла, своими силами забираем. Но когда инспектор оказался на транспортном судне, логистика во многом зависит от самих судовладельцев и капитанов. За первую декаду января было 15случаев, когда капитан отказался попутно доставить инспектора до следующего транспортного судна, ссылаясь на занятость».

«Закон об экономзоне обязывает нас контролировать перегруз, а судовладельца — в присутствии инспектора этот перегруз осуществлять. Так что, это обоюдная задача», — напомнил Дмитрий Гинзбург.

Еще один острый вопрос – приказ Минсельхоза № 294, который с 1 января 2017–го изменил порядок оснащения судов техническими средствами контроля (ТСК). Появились новые, спорные требования по опломбированию ТСК для их защиты от взлома, что внесло некоторую сумятицу в работу флота. Судовладельцы опасаются, что их заставят ставить пломбы не только на корпусах ТСК, но также на их внешних портах. Ведь придется остановить промысел и гнать флот в Петропавловск на эту процедуру.

«Претензии, которые в этом году наша служба предъявила судовладельцам, касается лишь пломбировки корпуса. Мы привлекали к ответственности капитанов и юридических лиц только в случае, если на корпусах оборудования вообще не было пломб. Вопрос опломбирования свободных портов на судовых земных станциях пока не затрагивается», — сказал Станислав Дашевский.

Он напомнил, что 23 января в Федеральном агентстве по рыболовству состоялось совещание по исполнению приказа № 294. Решено, что аппаратуру АИС, входящую в состав ТСК, пломбировать не надо в принципе.

До 15 апреля должны быть разработаны методические рекомендации по опломбировке ТСК. До 1 июля 2017-го рыбакам дадут возможность выполнить эти рекомендации. При условии согласования данных позиций Пограничной службой ФСБ России. А до этой даты объявляется переходный период.

Сергей Тимошенко подчеркнул, что благодаря конструктивной позиции пограничного управления по восточному арктическому району рыбацким компаниям удалось избежать огромных штрафов, которые могли вырасти на пустом месте из-за приказа № 294.

До встречи в апреле

Представители погранслужбы не стали скрывать, что в их работе бывают недочеты: здесь и несогласованность между подразделениями, и неопытность инспекторов.

«Если считаете, что инспектор мог бы что-то не проверять на судне, неразумно будет с вами согласиться. У инспектора в регламенте написано, что он должен проверить. Но если видите, что он явно затягивает осмотр, давайте с каждым таким фактом разбираться. Для этого у вас есть наши телефоны», — сказал Станислав Дашевский.

В общем, встреча прошла, что называется, в теплой и дружественной обстановке. Судя по количеству участников (зал еле вместил всех желающих), такие семинары крайне востребованы рыбацким сообществом. И погрануправление в них тоже заинтересовано.

Семинары теперь должны стать регулярными. Следующий планируется провести в апреле. К тому времени завершится минтаевый промысел, его итоги покажут, над какими вопросами стоит поработать в Охотоморье. А заодно можно будет обсудить перспективы грядущей красной путины.

Сергей Тимошенко считает, что такого честного и продуктивного диалога с пограничной службой не складывалось с 1998-го. Обе стороны рассчитывают на продолжение диалога.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>