Мурманская треска по-прежнему остается недоступной по цене для покупателей
Вопрос обеспечения российских покупателей свежей рыбой по доступной цене - до сих пор не решен. Огромная доля трески, добываемой предприятиями океанического промысла, по-прежнему идет на экспорт - несмотря на то, что президент РФ не раз поручал представителям отрасли насытить рыбой в первую очередь российский рынок. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
По поручению президента.
По итогам 2016 года российские рыбодобывающие компании существенно увеличили вылов рыбы. Как сообщается в отчете Росрыболовства, в целом по стране объем вылова составил 4,7 миллиона тонн — на 248 тысяч тонн больше, чем в 2015 году. По Северному бассейну рост скромнее, но тоже присутствует: общий вылов рыбы в северных морях составил 567 тысяч тонн, рост — 8 тысяч тонн.
Тем не менее, одна из главных проблем рыбной отрасли России заключается в том, что основной объем выловленной рыбы по-прежнему поставляется на экспорт в мороженом виде, с низкой степенью переработки. В результате другие государства получают не только лучшие сорта рыбы, но и возможности для создания новых рабочих мест, развития своей экономики и перерабатывающих отраслей, где формируется добавленная стоимость. Об этом президент РФ заявил еще 19 октября 2015 года на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
«Ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены на рыбу на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ретейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, когда почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья. Нам нужны современная прибрежная инфраструктура, перерабатывающие предприятия, эффективная логистика, высокотехнологичный рыбопромысловый флот. При этом уровень прибрежного рыболовства за последние 5 лет снизился на 10 процентов», говорилось на заседании президиума.
По итогам октябрьского Госсовета президент подписал перечень поручений, в числе которых было задание провести анализ формирования оптовой цены рыбной продукции
Позже, во время «прямой линии» 14 апреля 2016 года, президент в очередной раз поднял эту проблему и обозначил четкий путь ее решения: рыба должна доставляться на российский берег в свежеохлажденном виде. Тогда отправлять ее на экспорт будет экономически невыгодно, а значит, российские рыбоперерабатывающие предприятия получат достаточное количество сырья.
Позже президент подписал еще один перечень поручений, в который входило поручение Федеральной антимонопольной службе и минсельхозу РФ проработать возможность ограничения роста цен на рыбопродукцию.
Курс – за границу
Как показала практика, эти поручения были либо выполнены формально, либо не выполнены вовсе. Об этом наглядно свидетельствуют итоги работы Мурманского морского рыбного порта (ММРП) за 2016 год.
- Рыбопромысловики отправили на экспорт около 30 тысяч тонн рыбы, хранившейся в холодильниках порта. Еще 86 тысяч тонн на экспорт прошло через Мурманск транзитом, без выгрузки, — сообщил главный диспетчер ММРП Юрий Загурский. — Это рекорд! В предыдущие годы объем транзита был ниже — 50- 60 тысяч тонн.
Итог закономерен: в 2016 году грузооборот Мурманского морского рыбного порта снизился, составив 308,9 тысячи тонн, тогда как в 2015 году через порт прошло 371,4 тысячи тонн грузов. Рыбопродукции за 2016 год через ММРП прошло 178,8 тысячи тонн, тогда как в 2015 году этот показатель превышал 217 тысяч тонн. И это не случай, а давняя тенденция: в 2010 году порт обработал 280 тысяч тонн рыбопродукции. За 6 лет падение составило свыше 100 тысяч тонн.
Где же рыбопромышленники-океанисты выгружают свою рыбу, если объемы вылова растут? Ответ очевиден: за границей, и это подтверждается отчетом Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства о государственном контроле выгрузки рыбопродукции с российских судов в иностранных портах. Промысел они вели в конвенционном районе НЕАФК и в районе регулирования НАФО. Оказывается, выловленная мурманскими рыбаками рыба выгружалась и перегружалась в семи странах. Согласно отчету ББТУ, в норвежских портах в основном выгружались рыбопромысловые суда, объем выгрузки составил 103,14 тысячи тонн (в 2015 году — 83,00 тысячи тонн). В нидерландских в основном осуществляли выгрузку транспортные суда — 107,27 тысячи тонн (в 2015 году — 102,88 тысячи тонн). Фарерские острова лидируют по количеству выгруженной и перегруженной рыбопродукции с рыбопромысловых судов на транспортные — 294,85 тысячи тонн (в 2015 году — 283,06 тысячи тонн). Иными словами, в Норвегию и Голландию рыбаки-океанисты доставили улова больше, чем на мурманский берег.
Прибрежникам нужна квота, а российским покупателям треска по доступной цене.
Все эти факты свидетельствуют: предприятиям океанического промысла, стремящимся к росту прибыли, невыгодно поставлять рыбу на внутренний российский рынок. Из-за продолжающегося экономического кризиса доходы граждан РФ снижаются, и дорогая рыба им не по карману, в отличие от зарубежных потребителей с их высоким уровнем жизни. Сегодня охлажденная треска в супермаркетах Мурманска стоит в среднем 258 рублей за килограмм, пикша — 178-179 рублей. При этом килограмм курицы, произведенной за пределами области, обходится примерно в 150 рублей. Ясно, что основная масса покупателей предпочтет купить курицу, а не рыбу.
Бесспорно и то, что для снижения цены необходимо увеличить поставку рыбы в Мурманск — об этом говорит многолетняя практика рыбаков-прибрежников, которые везут свой улов именно на родной берег. Например, в 2012 году, когда прибрежные предприятия Архангельской области и Карелии, оштрафованные за незаконный перегруз и заморозку рыбы, отправили свой улов в порт Мурманск, оптовая цена на треску с октября по декабрь упала приблизительно с 95 до 63 рублей за килограмм.
Разумеется, для того чтобы поставлять в Мурманск больше рыбы, ее нужно больше добывать. Но такой возможности прибрежники сегодня не имеют из-за нехватки квот, в отличие от океанистов, квоты которых каждый год значительно увеличиваются. Например, в 2015 году прибрежная квота по треске составляла 28,67 тысячи тонн, а промышленная — 360,89 тысячи тонн. В 2016 году прибрежникам выделили 28,093 тысячи тонн трески, океанистам — 372,6 тысячи тонн. На текущий год океанистам разрешено выловить 359,17 тысячи тонн, тогда как квота прибрежников составляет 20,9 тысячи тонн — меньше, чем в 2008 году!
Налицо ситуация экономического абсурда: те, кто гонит рыбу на экспорт, не испытывают недостатка в ресурсах. У тех же, кто снабжает рыбой жителей Мурманска, исполняя поручение президента, отнимают даже то, что было. Пока эта диспропорция не будет устранена, вряд ли стоит ожидать появления в магазинах трески, доступной по цене широкому кругу покупателей.
КОММЕНТАРИИ
Максим Белов, депутат Мурманской областной думы, председатель комитета по экономической политике, энергетике и ЖКХ:
— Президент поставил всем рыбакам четкую задачу: наполнить отечественный рынок качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Но выполняют эту задачу только предприятия прибрежного промысла, поставляющие в порт Мурманск охлажденную рыбу. Она не поступает за рубеж, а вся проступает в торговые сети и на российские рыбоперерабатывающие фабрики. В декабре, мае и июне, когда в порт Мурманск поступает в большом количестве охлажденная треска и пикша, ее цена снижается на 30-50 рублей за килограмм. Однако работать в таком режиме круглый год не позволяет нехватка прибрежной квоты. Кроме того, промысловый потенциал мурманских свежьевых траулеров по вылову составляет 80 тысяч тонн в год, но из-за ограниченности прибрежной квоты прибрежные суда загружены на 40 процентов. Отсюда при огромном спросе возникает дефицит поставок охлажденной рыбы, особенно трески, и ее высокая цена.
Ирина Вансович, представитель Мурманского отделения "Рыбного Союза» (союз предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры):
— В условиях тотального экспорта единственным стабильным источником поставок охлажденного сырья на перерабатывающие предприятия и в торговые сети, нацеленные на выкладку охлажденной продукции, являются предприятия прибрежного промысла Мурманской области. Но квота прибрежных предприятий Северо-Запада совсем маленькая, а только для загрузки перерабатывающих предприятий Мурманской области необходимо порядка 70 тысяч тонн готового сырья в год. И плюс еще торговые сети. При достаточном объеме поставок рыбы на берег она подешевеет и станет гораздо более доступной для потребителя. Рыбоперерабатывающие фабрики смогут загрузить работой свои проектные мощности, потребуются специалисты на новые рабочие места, которые получат хорошо оплачиваемую работу. Чтобы уйти от экспортно ориентированного пути развития рыбной отрасли и поднять производство в России, распределение квот для прибрежников должно быть первоочередным, а вот на экспорт рыба-сырец должна идти по остаточному принципу. Сначала накормите рыбой собственную страну, а за рубеж везите то, что останется! И лучше, если это будет продукция с высокой добавленной стоимостью, выработанная на российских предприятиях.
Источник: Российская Газета (№53 7219 от 14.03.2017)