Госкомиссия поддержала внедрение системы маркировки ценной и особо ценной рыбной продукции
Инициатива Росрыболовства по внедрению маркировки ценных и особо ценных видов водных биоресурсов поддержана на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Мероприятие состоялось в Национальном центре управления обороной Российской Федерации под председательством Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова 29 марта 2017 года.
О результатах международного сотрудничества в вопросах противодействия нелегальной добычи водных биоресурсов, а также о мерах, предпринимаемых Росрыболовством по пресечению оборота браконьерской продукции, рассказал заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Так, по экспертным оценкам, в 2000-х годах стоимость вывозимой за границу браконьерской продукции достигала 3 млрд долларов в год. «В таких условиях важнейшей задачей было создать систему контроля за ввозом рыбной продукции на территорию сопредельных стран. На международном уровне борьба с оборотом контрафактной рыбной продукции ведется в рамках соответствующих международных договоров: это схемы государственного портового контроля иностранных судов в НАФО и НЕАФК, регламент Евросоюза», – сказал Илья Шестаков.
По словам руководителя Росрыболовства, результативность отмечается и в ходе реализации двусторонних соглашений по противодействию ННН-промыслу, которые Россия заключила с основными потребителями российской продукции – странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Японией, Республикой Корея, КНДР, Китаем и США.
Договорами предусматривается, что отдельные виды рыбной продукции, произведенные в местах промысла и доставляемые в иностранные порты российским судами, поступают на экспорт только в сопровождении сертификатов, подтверждающих законность их добычи. Документы оформляют территориальные управления Росрыболовства. В 2016 году сертификатами подтверждено около 1,7 млн тонн рыбной продукции, что составляет около 82% всего легального экспорта. Остальной объем не проходит подтверждение, поскольку либо реализуется в другие страны, либо не попадает в перечень сертифицируемой продукции.
«Созданная система противодействия перемещению контрафактной продукции полностью ликвидировала браконьерский экспорт на Северном бассейне, что признают наши зарубежные партнеры, и существенно снизила объемы браконьерского экспорта в дальневосточном регионе. Хотя надо признать, что поставки браконьерской продукции еще осуществляются рядом наших азиатско-тихоокеанских партнеров, но в целом во многих странах созданы специальные службы по верификации данных сертификатов», – подчеркнул глава Росрыболовства.
В настоящее время Росрыболовство ведет переговоры по расширению перечня видов продукции, сопровождаемой сертификатами легальности происхождения. «Предлагаем провести анализ рыбного экспорта на предмет целесообразности заключения подобных международных соглашений с иными странами-импортерами», – сказал Илья Шестаков.
Кроме экспортных поставок обсуждены меры контроля за оборотом водных биоресурсов на внутреннем рынке. «Действующая внутригосударственная система госконтроля основывается на выдаваемых разрешениях на вылов. Зачастую недобросовестные рыбаки используют одни и те же разрешения многократно. При этом ветеринарно-сопроводительная документация на рыбопродукцию выдается без учета подтвержденных реальных объемов вылова. Таким образом у нас легализуется особенно икра лососевых», – констатировал Илья Шестаков.
Для решения проблемы Росрыболовство и Россельхознадзор организовали межведомственное взаимодействие: ведется работа по автоматизированной интеграции баз данных. Вместе с тем, основной проблемой остается организация подобного информационного обмена с ветеринарными службами субъектов Российской Федерации.
Еще одна важная задача – выявление поступившей в коммерческий оборот контрафактной продукции. Такая работа проводится правоохранительными органами самостоятельно и совместно с инспекторами рыбоохраны.
В 2016 году Росрыболовством и МВД России проведено 6 тыс. контрольно-проверочных мероприятий, выявлено 4 тыс. нарушений, изъято почти 400 тонн незаконно добытых водных биоресурсов. «Но в целом, оборот браконьерской продукции многократно больше пресекаемого в ходе контрольных мероприятий. Особенно остро проблема стоит в области торговли осетровых. По сути, если говорить об осетровых, мы сейчас задаемся вопросом, сохранится ли эта рыба в природе», – пояснил глава Росрыболовства.
Решением проблемы может стать система прослеживания оборота продукции из осетровых. С этой целью Росрыболовством подготовлен проект федерального закона в части создания системы учета и контроля оборота рыбной и иной продукции из уловов особо ценных и ценных водных биологических ресурсов.
«Этот инструмент позволит ускорить вытеснение нелегальной и контрафактной продукции с российского рынка и повысить конкурентоспособность официальных производителей данной продукции, в том числе из осетровых. Но поскольку проходил опыт по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», разработка данного законопроекта была приостановлена. Так как этот эксперимент признан удачным, считаем целесообразным распространить его на продовольственные товары – в первую очередь на продукцию из осетровых видов рыб, а также на лососевую икру», – отметил Илья Шестаков.
По итогам заседания Госкомиссии инициатива Росрыболовства поддержана.
«Те предложения, которые сегодня поступили от Росрыболовства, включая маркировку особо ценных видов рыб, мы приняли за основу и сформулировали соответствующие поручения органам исполнительной власти», – прокомментировал журналистам итоги заседания Денис Мантуров.
Так, Росрыболовству совместно с Минсельхозом России, Минпромторгом России, Минфином России, ФНС России поручено проработать вопрос создания системы маркировки особо ценных и ценных видов водных биоресурсов контрольными (идентификационными) знаками с обоснованием введения маркировки, описанием конъюнктуры рынка подлежащих маркировке ресурсов и ключевых показателей эффективности внедрения механизма.