О новом техрегламенте на рыбную продукцию
Принятый Евразийской экономической комиссией технический регламент ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции», который вступит в силу в этом году, следует рассматривать как большой шаг вперед в сфере защиты здоровья потребителей, призванный оградить людей от фальсифицированной и опасной продукции. Самое большое достоинство нововведений, пожалуй, заключается в том, что они позволяют каждому потребителю узнать максимум информации о товаре – какая это рыба; где она выловлена; где, кем и как переработана и расфасована, каково содержание глазури и влаги; есть ли в продукции антибиотики и ГМО и т.д. и т.п. Вся эта информация должна будет содержаться на упаковке.
Впрочем, как всегда, есть и некоторые нюансы. Как отмечают эксперты Дальневосточного центра региональных исследований, довольно странно, что техрегламент запрещает использование фосфатов только для производства рыбной продукции для детского питания. То есть, другие виды продукции могут изготавливаться с применением фосфатов, при том, что те содержат такие опасные для человека вещества как свинец, мышьяк, фтор, цинк и т.п. Кроме того, техрегламент не распространяется на биодобавки и пищевые добавки, изготовленные из рыб, водорослей, водных животных и растений. В частности, в сферу действия техрегламента не входит рыбий жир, считающийся биологически активной добавкой.
Еще один нюанс, который вызывает определенное беспокойство, заключается в том, что техрегламент сосредоточен на требованиях к одной характеристике качества — безопасности, тогда как требований к показателям пищевой ценности и физико-химическим параметрам здесь практически нет.
Есть также вопросы, касающиеся введения классификатора продукции ОК-034. Дело в том, что некоторые виды рыбной продукции формально можно отнести одновременно к разным группам. Например, фарш рыбный подходит как в группу 10.20.11.120 (мясо рыбы прочее (включая фарш) свежее или охлажденное), та и в группу 10.20.11.130 (фарш рыбный свежий или охлажденный). Кроме того, можно отметить и противоречия в показателях микробиологической безопасности для некоторых групп рыбной продукции, а также различие в допустимых нормах использования консервантов для соленой рыбной продукции и пресервов, хоты по большинству параметров эту продукцию можно считать практически одинаковой.
Период введения новых требований, безусловно, будет сложным для производителей, которым придется адаптироваться к новым условиям. В первую очередь, это касается требования к производителю разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points).
Впрочем, до вступления в силу нового техрегламента предстоит еще немало работы. Стоит отметить, что в марте только закончилось обсуждение проектов перечней стандартов к техрегламенту «О безопасности рыбы и рыбной продукции», в котором 142 позиции, и из них 105 позиций содержат проект перечня стандартов с методами исследований и правилами отбора проб и образцов. В частности, это стандарты методов выявления и определения бактерий; определения жира, поваренной соли, сухих веществ в консервах из рыбы; идентификации икры рыб осетровых; правила по приемке и отбору проб рыбы, морепродуктов, продуктов их переработки; методы анализа морских водорослей и трав и т.п.
Собственно, уже сейчас можно сказать, что некоторые положения не будут введены сразу на всей территории ЕАЭС. Так, для Казахстана основным проблемным вопросом в принятом техническом регламенте стало включение в него контроля диоксинов во всех группах пищевой рыбной продукции на постоянной основе. Раньше эти показатели контролировались только в случаях ухудшения экологической ситуации, связанной с авариями, техногенными и природными катастрофами, приводящими к образованию и попаданию в окружающую среду вредных веществ или обоснованных предположений о возможном их наличии в продовольственном сырье. Сейчас требование к контролю вводится безотносительно ухудшения экологической ситуации, что создало определенные проблемы, так как на сегодняшний день Казахстан только создает необходимую лабораторную базу для определения диоксинов в различных видах пищевой продукции. Поэтому было принято решение до завершения данного процесса продлить действие норм, существовавших ранее.
Источник: Дальневосточный центр региональных исследований