В Сахалинской области решают промысловую судьбу заливов Анива и Терпения
В островном регионе до сих пор не принято конкретных решений о запрете или разрешении промысла в заливах Анива и Терпения. В последние годы эти водные объекты с точки зрения наполнения лососевыми находились в достаточно депрессивном состоянии, и для восстановления популяции красной рыбы еще в апреле обсуждали полный запрет на промысел в этих районах. Тем не менее сегодня окончательного решения по открытию или закрытию промышленного рыболовства в двух заливах не принято.
Сегодня продолжается борьба за разрешение вылова как минимум в заливе Терпения. Как добавили в "Экологической вахте Сахалина", там могут разрешить установку трех-пяти ставных неводов, которые будут работать своеобразными "индикаторами" подходов рыбы. Где именно будут установлены эти невода и кто будет следить за их пользователями, пока непонятно.
ИА Sakh.com собрало воедино все имеющиеся сведения о перспективах промысла в заливах и попыталось понять, что ждет островных лососей и рыбопромышленников в этом году.
Система регулирования промысла лососевых и иных анадромных (размножающихся в речках, живущих в море) рыб на Сахалине сегодня устроена достаточно сложно. Вопрос добычи ценных биологических ресурсов курируют и представители областного правительства (профильный зампред и агентство по рыболовству), и научные организации (СахНИРО), и различные федеральные органы (местное управление Росрыболовства, пограничное управление ФСБ, прокуратура, МВД и так далее). Свою лепту в этот процесс вносят и рыболовецкие организации, и сообщества.
Согласовывать позицию всех заинтересованных сторон призвана специальная комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб — совет, в который в различных пропорциях входят представители всех вышеперечисленных организаций. Именно на полях этого совета, на основании рекомендаций науки и регулирующих органов, решается, кто, где, как и сколько будут ловить на Сахалине и Курилах. Порой заседания носят чисто технический характер и проходят без особой полемики, но часто здесь разгораются самые настоящие рыболовецкие битвы.
Одним из дискуссионных вопросов как раз и стала тема организации промысла в заливах Терпения и Анива. Популяция горбуши здесь сегодня находится в достаточно сложном положении и лишние невода могут вовсе подкосить "хрупкое здоровье" главной сахалинской рыбы.
— Больная и важная тема — закрытие-незакрытие промысла в заливах Анива и Терпения. По нашим сведениям, сейчас идет подготовка решений о, скажем так, частичном допуске рыбаков к промыслу. Особенно остра ситуация в заливе Терпения — если здесь разрешат промысел, то добьют окончательно популяцию горбуши нечетных лет. Сейчас со стороны рыбопромышленников продавливаются решения разрешить здесь установку пяти контрольных неводов, — рассказывает руководитель "Эковахты" Дмитрий Лисицын. — Но проблема в том, что непонятно, каким образом вылов на этих неводах будет организован, кто получит право на вылов. Одни рыбопромышленники равнее других, получается? Хочется, конечно, надеяться на честность и сознательность властей, контролеров и рыбаков. Но человеческий фактор никто не отменял.
В заливе Анива, который в последние годы приносил рыбакам одни разочарования, промысел, скорее всего, все же закроют с концами. Но для решения проблем местной рыбной популяции, уверен Лисицын, этого недостаточно — всех идущих в залив лососей трехкилометровыми неводами "перехватывают" рыбопромышленники на юго-востоке острова.
— От Свободного до Анивы никто не собирается ограничивать длину неводов, рыбу просто вычерпают здесь. Предполагают введение так называемых "пропускных дней" — три дня идет промысел, три дня — нет. Но это едва ли решит проблему, нужны более радикальные меры, если сахалинцы хотят, чтобы в Аниве снова можно было нормально ловить рыбу, — продолжает представитель "Эковахты".
В двух из трех ведомств, ответственных за подготовку рекомендаций для анадромной комиссии, от комментариев по поводу ситуации в заливах отказались — в Сахалино-Курильском теруправлении Росрыболовства сослались на занятость руководителя на путине, а в "Сахалинрыбводе" сообщили, что никаких рекомендаций и конкретики до сих пор нет. Только в СахНИРО корреспонденту подтвердили, что особых поводов для оптимизма у науки сегодня не обнаружилось.
— Наши рекомендации не изменились — мы их более двух месяцев назад подготовили. Запретить промысел в заливах Анивы и Терпения и ввести пропускные дни на юго-востоке Сахалина. Пока нет никакой информации обнадеживающей, нет подходов, которые мало-мальски дадут начать промысел. Мы надеялись на траловую съемку, которую проводили специалисты ТИНРО-центра в районе Курильских островов, но и она не дала каких-то поводов для оптимизма. Вчера было совещание, но к какому-то компромиссу мы не пришли. Еще одно совещание будет у нас на следующей неделе, — рассказывает замдиректора института по науке Виктор Лапко.
Сегодня, рассказывает ученый, в институте вступает в должность новый директор, но и ее позиция по вопросу, по имеющимся данным, для рыбаков достаточно пессимистична.
Несмотря на позицию научного сообщества, рыбопромышленники и областные власти, очевидно, заинтересованы в открытии промысла в том или ином виде. В агентстве по рыболовству, где накануне также произошла смена руководителя, ситуацию с промыслом комментировать не стали — в ведомство не поступили все необходимые рекомендации. Позицию сахалинских властей по вопросу промысла в Аниве и Терпения тем не менее высказал председатель комиссии по анадромным видам рыб, зампред правительства Анатолий Макоедов.
— По заливу Анива очень сложная информация и предпосылок для открытия промысла наука нам не дает. Что касается залива Терпения, наука изначально предложила запрет на промысел, но вместе с тем на все восточное побережье выделено 20 тысяч тонн для вылова. Провели несколько консультаций с СахНИРО, "Сахалинрыбводом" и СКТУ. Более глубоко обсудили ситуацию и предложили еще раз рассмотреть вопрос с учетом того, что рыбаки предлагают сократить нагрузку на залив. Здесь было 60 ставных неводов, а сейчас они готовы в разных районах это число сократить от 24 до 50%. Рыбаки проявляют понимание, что подходы снижаются, что нужно бережно к рыбе относится. Есть такое предложение, оно было озвучено на ученом совете в СахНИРО еще на прошлой неделе: установить в заливе четыре невода, чтобы можно было собрать информацию о фактических подходах горбуши. Уже обозначены районы, где их можно установить, есть рекомендации по срокам. Непременное условие при постановке неводов — обязать владельцев предоставлять необходимую информацию. Собирать данные, чтобы оперативно ход горбуши отслеживать и решать, открывать или нет более широкий промысел, — рассказывает Макоедов.
Места установки этих "контрольных неводов", продолжает зампред, скорее всего, будут выбираться самими рыбаками — наука обозначит требуемый район, а промышленники внутри себя решат, кто из пользователей попадающих в него участков станет "союзником" науки. Возможно, неводов даже окажется меньше, чем предполагалось.
— Пока позиция правительства такова, что закрывать промысел в заливе на данном этапе нецелесообразно. Тем не менее решение будут в любом случае принимать на комиссии, — завершает зампред.
Не отчаиваются и сахалинские рыбаки. По мнению председателя правления ассоциации "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" Максима Козлова, надежда на открытие "осторожного" промысла в заливе Терпения предприятия не теряют — несмотря на не самые оптимистичные прогнозы по "южной" рыбе, северо-восточные лососи демонстрируют достаточно неплохую численность. Подходы рыбы приморским регионам, и в том числе Сахалину, с "этой стороны", по сведениям Козлова, должны быть больше в 1,5-2 раза. Часть этой рыбы должна зацепить и залив Терпения.
— В понедельник должно состояться очередное селекторное совещание с Росрыболовством. Надеюсь, что какие-то решения будут приняты. Сегодня рыбаки Сахалина не имеют конкретики, в предыдущие годы знали уже, все это вносит стрессовость — на то, чтобы подготовиться к путине, необходимо около месяца, и сроки уже, честно говоря, поджимают. Каждый день сегодня может оказаться решающим. Но пока полностью от надежд на открытие промысла не отказываемся, — подчеркивает он.