«Черный список» капитанов-нарушителей безопасности мореплавания и лишение их дипломов может стать действенным инструментом контроля
Меры повышения безопасности судов на промысле стали главной темой Всероссийской конференции, которая состоялась во Владивостоке под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука 3 июля 2017 года. О ситуации с аварийностью на промысле доложил врио начальника Управления флота, портов и мониторинга Анатолий Дубник. Так, в 2016 году произошло 67 аварийных случаев. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне отмечено 43 аварийных ситуации, в Северном – 21, в Западном – 2, в Азово-Черноморском – 1, в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне аварийных случаев не было.
По сравнению с 2015 годом, снизилось количество поломок главного двигателя и судовых механизмов, а также посадок на мель, существенно сократилось число пожаров и задымлений (3 против 11), число намоток на винто-рулевую группу и навалов судов не изменилось. Появились случаи поступления заборной воды из-за посадки судов на мель и загрязнения окружающей среды при приемке топлива на суда. Самое важное – на прежнем уровне осталось количество случаев гибели судов (3 случая), существенно возросло число инцидентов с гибелью членов экипажа или причинения тяжелого вреда здоровью, связанных с прямой эксплуатацией судна, а также пропажи членов экипажа с судна.
Основными причинами такого роста являются несоблюдение требований Устава службы на судах рыбопромыслового флота, Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота, требований Положения о технической эксплуатации флота рыбной промышленности, требований правил охраны труда и техники безопасности, Правил пожарной безопасности. Кроме того, свою роль сыграла изношенность судов рыбопромыслового флота и их ненадлежащее техническое состояние, а также низкий уровень подготовки экипажей судов к действиям при возникновении аварийных ситуаций. Все перечисленные причины – это прямая ответственность работодателя за сохранность жизни и здоровья экипажей.
Существует и ряд системных пробелов, ведущих к снижению общего уровня безопасности мореплавания на судах рыбопромыслового флота, в их числе – слабый контроль со стороны морских администраций портов; отсутствие четкого руководства для инспекторов территориальных управлений при проведении проверок соответствия требованиям МКУБ (Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения); недостаточное финансирование содержания экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ, в том числе на осуществление ремонта судов-спасателей и другие.
Росрыболовством в рамках своих полномочий в 2016 году предпринят комплекс мер, которые направлены как на решение аварийных ситуаций, так и на профилактику аварий. На основе судовых суточных донесений ежедневно отслеживается состояние флота на промысле: проверяется аварийный запас топлива на судах и превышение возможной загрузки судна. Аварийно-спасательные отряды Росрыболовства принимают участие в международных учениях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, организованы совместные учения судовладельцев и территориальных управлений Росрыболовства по отработке действий при аварийных ситуациях.
Для предупреждения аварийных случаев в 2017 году продолжается работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования. Так, подготовлены изменения в приказ Минтранса России об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Поправки учитывают специфику рыбопромысловых судов и предполагают проверку наличия на судах рыбопромыслового флота документа соответствия компании на МКУБ и свидетельства об управлении безопасностью судна при оформлении судов государственным портовым контролем. Информация об оформлении судна будет направляться в территориальный орган Росрыболовства.
Идет работа в рамках реализации федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Совместно с МВД России осуществляется согласование поступивших заявок на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских рыбопромысловых судов, а также проводятся мероприятия, выявляющие незаконное привлечение судовладельцами иностранных граждан или лиц без гражданства.
Кроме того, необходимо проработать вопрос привлечения к ответственности капитанов, допустивших аварийную ситуацию, которая привела к тяжелым последствиям. Среди возможных мер воздействия рассматривается и создание «черного списка».
«Существует международная практика, где капитаны, нарушающие условия безопасности мореплавания, так называемые «аварийщики», попадают в систему «черных списков». Сейчас мы обратились в Минтранс с предложением ввести систему наказаний: это может быть лишение дипломов капитанов и вынесение соответствующих предупреждений в том случае, если они совершают нарушения», – пояснил Петр Савчук.