Петр Савчук: обновление флота потребует новые кадры и переподготовку специалистов
В Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете при содействии производителя судового оборудования Baader будет создан тренажерный комплекс для практического обучения студентов и переподготовки уже работающих на промысле экипажей. Аналогичные соглашения готовятся с компаниями-производителями в других вузах Росрыболовства, в первую очередь, Калининградском государственном техническом университете. Подготовка профессиональных кадров – один из главных вопросов обеспечения безопасности работы на промысле. Человеческий фактор, как отмечают спасатели, остается решающим при аварийных случаях. Статистика, причины аварий и меры безопасности плавания судов рыбопромыслового флота обсуждены на Всероссийской конференции во Владивостоке 3 июля 2017 года.
На мероприятии под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука собрались более 100 участников: представители Росрыболовства и его территориальных управлений, Росморречфлота, МЧС России, ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», аварийно-спасательных отрядов Росрыболовства, судовладельцев и образовательных учреждений.
В начале встречи заместитель руководителя Росрыболовства поздравил участников конференции с наступающим профессиональным праздником – Днем рыбака, который традиционно отмечают во второе воскресенье июля, и вручил ведомственные награды.
«Сегодня мы проводим вторую конференцию по безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота. Первая состоялась в прошлом году в Мурманске, многие из вас на ней присутствовали. Сегодня мы собрались, чтобы вновь обсудить проблемы, которые ставят под угрозу, в первую очередь, жизнь людей, посмотреть, что уже сделано и что еще предстоит сделать для повышения уровня безопасности на промысле», – сказал Петр Савчук.
Заместитель руководителя Росрыболовства сообщил о планируемых изменениях нормативно-правовой базы в сфере безопасности мореплавания. В том числе разработан проект приказа Минсельхоза России о рейдовых осмотрах флота на соответствии требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) в районах промысла, готовятся поправки в постановление Правительства России, которые предполагают обязательное наличие документов МКУБ при получении разрешения на вылов водных биоресурсов и ведение рыболовства.
Идет работа и по другим направлениям, в том числе в области подготовки кадров. «Значение человеческого фактора в осуществлении безопасной эксплуатации судов очень велико: статистика говорит об увеличении таких аварийных случаев, как гибель и пропажа членов экипажа, причинение тяжкого вреда здоровью, что связано именно с халатным отношением экипажа к своим обязанностям», – констатировал Петр Савчук.
В связи с этим обсуждены возможности образовательных учреждений Росрыболовства при подготовке кадров по морским специальностям, нововведения в учебные практики, программы переаттестаций. Так, планируется усилить практическую составляющую обучения, привлекать предприятия отрасли, заинтересованные в обеспечении своего бизнеса качественными кадрами. Речь идет как о совместной работе по созданию технической базы – тренажеров, так и о договорной основе обучения, когда компания за свой счет воспитывает себе будущего сотрудника. «Таким образом мы планируем создать практико-ориентированную базу и предлагаем судовладельцам в этом участвовать, это поможет как при подготовке молодых специалистов, так и для прохождения переаттестации. Мы хотим создать при каждом университете тренажерный комплекс, который позволит полностью осуществить переподготовку, также здесь будут отрабатываться и вопросы обеспечения безопасности. Не на словах, а на деле. Это особенно актуально сейчас, когда строятся и будут вводиться в эксплуатацию современные высокотехнологичные суда», – отметил Петр Савчук.
В ходе конференции также обсуждены проблемы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Судовладельцы рассказали о том, как налажена организация безопасной эксплуатации судов, как осуществляется борьба с загрязнениями моря на практике, озвучены проблемные вопросы при аварийных случаях на промысле.
По итогам обсуждения совместно принятые решения будут отражены в резолюции.