Рыба уплывает из старых вагонов
Дальневосточную морепродукцию вновь стало выгоднее продавать за рубеж, чем поставлять на российский рынок. В результате уловы растут, а по рельсам рыбы везут меньше, чем ожидалось.
Рефсекции ушли в минус
Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в I полугодии 2017 г. погрузила 286 тыс. т морепродуктов, что на 6,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
При этом, по данным Росрыболовства, нынешняя путина на Дальнем Востоке обеспечивает более высокие показатели добычи рыбы в море, чем прошлогодняя. В частности, в сезоне 2017 года на 11 июля тихоокеанских лососей было выловлено на 20% больше.
Основная прибавка получена за счет увеличения активности рыболовецких компаний Сахалинской и Магаданской областей, а также тех, чей флот работает у побережья Камчатки.
Таким образом путина стартовала по сценарию, близкому к оптимистичному. Она открылась в июне ловом нерки и чавычи на востоке Камчатки. В июле началась добыча горбуши, нерки и кеты в остальных районах Дальневосточного бассейна. А в сентябре ожидается промысел кеты на Сахалине, Курилах, а также на Амуре. Кроме того, суда в море берут на борт минтай и кальмаров.
Проекты поддержки российской рыбы увядают
Как рассказал ведущий научный сотрудник отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Александр Василенко, поначалу специалисты стремились придерживаться осторожных прогнозов. Однако уже в мае стало очевидным, что ситуация может оказаться существенно лучше. На это указывали, в том числе, солидные уловы минтая в конце весны 2017 года.
Причем именно в этот период с Дальнего Востока морепродуктов стало больше поступать на внутренний рынок. «Это связано с тем, что появились некоторые проекты с государственным участием, которые были призваны расширить потребление дальневосточной рыбы внутри России. Однако в дальнейшем они затихли. Цены на морепродукты выросли. И ситуация на рынке изменилась», – отметил дальневосточный независимый эксперт Александр Редько.
Экспорт вновь у штурвала
После ослабления рубля по отношению к доллару и евро российская рыба снова стала тяготеть к поставкам за рубеж просто потому, что на внутреннем рынке из-за высоких цен ее стало очень сложно продавать.
Это видно по данным таможенной статистики. В I половине 2017 г. таможни Дальнего Востока оформили на экспорт более 728 тыс. т морепродуктов. Таким образом поставки на экспорт выросли на 32%, сообщил представитель Дальневосточного таможенного управления.
Это произошло несмотря на то, что нередко экспортеры соглашались на поставки по довольно низким ценам. Ведь в стоимостном выражении (в пересчете на американские доллары) за рубеж ушло только на 22% больше, чем за тот же промежуток прошлого года.
Как видим динамика по этому показателю ощутимо ниже, чем по объемам реализованной на экспорт морепродукции. А если выручка за нее меньше, то понятно, что продавали товар дешевле.
Данные по объемам экспорта будут еще выше, если к нему прибавить объемы серого рынка. По оценкам таможни, рыбная контрабанда в 2017 году увеличилась, что подтверждает, в том числе, двукратный рост количества выявленных преступлений, связанных с незаконным перемещением водных биоресурсов. Всего дальневосточные таможни возбудили 62 уголовных и 134 административных дела.
К примеру, сахалинские таможенники пресекли контрабандный вывоз в Японию более 650 тонн морепродукции, оцененных экспертами почти в 131 млн рублей. По данным фактам возбуждено 7 уголовных дел.
Противозаконно в I полугодии 2017 г. было перемещено за рубеж 27 тыс. т морепродуктов – в 13,5 раза больше, чем за весь 2016 г. Однако реальные объемы передачи с российских рыболовецких судов на борт иностранного флота, по оценкам экспертов, еще больше.
Часть улова уходит в тень
Изменить ситуацию одной только борьбой с контрабандистами на Дальнем Востоке сложно. Ведь высокие цены рыбы при поставках на внутренний рынок складываются во многом из-за того, что в регионе не хватает рефрижераторных складов. В результате уже лососевая путина на Дальнем Востоке еще не завершилась, а холодильники в морских портах Приморья уже полны рыбой. Ее добыли, заморозили, сдали посредникам, и те ждут, в том числе – железнодорожных рефсекций, которых в пик сезона, как обычно, не хватает.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов предположил, что подвижной рефрижераторный состав в июне скопился в центральном регионе, куда везли не столько российскую, сколько импортную рыбу из портов Северо-Запада РФ, откуда затем с задержками начал подаваться на Дальний Восток.
В результате к началу лососевой путины холодильники были наполовину загружены белорыбицей (минтай, треска, навага). Ее не успели вывезти по зимним ставкам на подвижной состав. А летом стоимость аренды вагонов возросла настолько, что недорогие сорта рыбы вывозить оказалось невыгодно.
В Росрыболовстве сообщили, что этот вопрос сейчас обсуждается на правительственном уровне. Ведомство уже обратилось в РЖД за помощью.
Поезда готовы ускориться
На то, что выход из ситуации имеется, указывают другие данные: в I полугодии 2017 г. выросла перевозка рыбы с Дальнего Востока ускоренными рефрижераторными поездами до 154,7 тыс. т, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в январе-июне 2017 года было отправлено 83 ускоренных поезда против 36 в 2016 г.
Ускоренные рефрижераторные поезда формируются на станциях Мыс Чуркин и Угольная, где консолидируются вагоны с других станций Приморского края. Время следования таких составов до центральных регионов страны составляет около 10 дней, что особенно актуально в условиях ограниченных холодильных мощностей в местах формирования грузопотоков, отметили в ДВЖД.
Выросли также перевозки морепродукции в рефконтейнерах. И эти тенденции необходимо закрепить. В ДВЖД готовы предложить грузовладельцам свои продукты. Их эффективность могла быть выше, если бы сбытовые цепочки, связанные с технологией вылова рыбы, получили бы поддержку на государственном уровне.