Сахалинские рыбаки не поняли смысла электронных ветеринарных сертификатов
Рыбопромысловый сектор Сахалинской области не готов и не готовится к внедрению электронной сертификации, сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов на круглом столе в Южно-Сахалинске 27 июля.
Обязательная электронная ветеринарная сертификация на определённые товары вводится с 1 января 2018 года, сопроводительные документы будут оформляться только в электронном виде, с использованием федеральной государственной системы «Меркурий».
— По России идёт ежемесячный прирост количества оформленных электронных ветеринарных сопроводительных документов — где-то 14-17%. Около 6 миллионов оформлено в июне, по июлю ожидаем заметно более 7 миллионов. Но рост совершенно не в том темпе, как нам хотелось бы, — говорит Власов.
При этом по количеству оформлений Сахалинская область занимает 68 место среди субъектов РФ и является аутсайдером практически по всем основным параметрам.
Островных рыбаков критика не впечатлила:
— Мы знали, что вы выскажете своё мнение о нашем бездействии, но прежде чем что-то делать, хотели бы понимать: а зачем это делать? — спросила представитель АО »Гидрострой» Людмила Воронова. — Зачем вообще нужна электронная ветеринарная сертификация рыбы-сырца и производственной партии?
По мнению федерального чиновника, дискуссии о смысле уже давно миновали, теперь решение принято и нужно просто исполнять закон.
— Зачем нужна электронная сертификация улова? Ну, с таким же успехом можно задать вопрос, зачем нужна электронная сертификация живых овец? — провёл он аналогию.
— И зачем? — дружно спросили рыбаки, сидящие в зале.
Оказалось, в российском законодательстве ветеринария неразрывно связана с функцией учёта, поэтому необходимы различные сертификаты, позволяющие отслеживать перемещение партий сырья и товара. Но для сахалинцев такой ответ всё же не стал просветляющим.
Все главные вопросы задал руководитель рыболовецких ассоциаций Сахалина Максим Козлов: подключаться к электронной системе невозможно на малых судах и в удалённых районах, где нет интернета. Считается, что рыбаки должны сами себя обеспечить связью, но спутниковое соединение очень затратно, и особенным бременем ложится новая обязанность на малый бизнес.
Поэтому Козлов выдвинул предложение привязать выписку ветеринарных сопроводительных документов к местам сдачи улова, где есть связь, где можно вести электронный промысловый журнал и говорить об электронной сертификации.
Московский гость не поверил в эти проблемы: по его убеждению, если связи нет, это говорит лишь о том, что она там никому не нужна. И помимо спутниковых телефонов есть другие технологии. В качестве примера он привёл спутниковый Интернет у себя на даче в европейской части России — самая дорогая аппаратура обошлась в 36 тысяч, безлимитный трафик на скорости 10 мегабит стоит 450 рублей в месяц.
— Ищущий обрящет, — делает вывод Николай Власов.
Правда, он мельком упомянул, что в федеральном законодательстве могут быть допущены исключения для определённых мест, где Интернета всё-таки нет. Но как это будет выглядеть в реальности, совсем не ясно.
С большими судами, которые имеют связь по радиомосту, всё более-менее понятно, но на Сахалине очень развито прибрежное рыболовство с десятками и сотнями малых судов. Они тоже должны заниматься отчётностью? При этом ранее федеральные ведомства разъясняли, что сертификаты необходимо получать даже для доставки рыбы из невода в цех. Каждый невод должен получить свой адрес.
Здесь же рыбаки с удивлением узнали, что это не совсем так. Как объяснил Власов, производственный сертификат требуется, если имеет место производственная партия — улов или переработанная продукция. Транспортный сертификат — для перемещения по дорогам общего пользования. А если сырьё просто доставляется с невода на береговое рыбоперерабатывающее предприятие, никакой сертификации не нужно.
— Мы так и не поняли, как нам работать на удалённых станах, — признался Константин Шушпанов из ООО «Таранай». — Может, нам объяснят и обучат?
Замглавы ветнадзора согласился помочь и просветить, только предложил сначала определиться, кто будет на Сахалине координировать этот процесс.
В провокационном ключе выступил заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Подолян. Его диалог с замруководителя федеральной службы был полон намёков и уколов, вызванных какими-то высокими кабинетными интригами, ссылками на имена московских чиновников и на некие известные обоим обстоятельства:
— Ваше предложение проведения учёбы очень хорошее, — похвалил он. — Предлагаю её провести в августе, потому что в сентябре у нас с вами мероприятие в администрации президента, где мы должны будем доложить, какая работа проведена.
Напоследок, после пикировок, он предложил Власову не спешить в Москве с докладом, что на Сахалине все не готовы, а сделать этот доклад потом сообща. Будет ли в результате принято такое предложение, неясно.
— Я не говорил, что все не готовы. Сахалин на 63-м месте: это понятно, что кто-то уже работает, — съязвил чиновник.
В кулуарах Сергей Подолян выразил уверенность, что применение нового закона неизбежно столкнётся с рядом проблем. В тех местах, где рыба доставляется с места улова на судно, схема уже работает, но там, где всё побережье в неводах, нужно действовать по-другому. Кроме того, существуют районы, где добыча водных биологических ресурсов ведётся безотрывно в течение всего промысла, без возможности подключения к каким-либо видам связи.
— У рыбаков вообще плохая история взаимоотношений с Россельхознадзором, — добавил он. — Ещё несколько лет назад в докладе президента прозвучало, что потери рыбопромышленного комплекса из-за этого достигли 3,5 миллиарда рублей. На тот момент общий объём инвестиций в рыбной отрасли составлял 11-12 миллиардов, то есть до 30% инвестиционного потенциала «пряталось» в проблемах взаимоотношений с контролирующими органами.