Новые надежды для осетра и черной икры
После угрозы исчезновения появилась небольшая надежда, что каспийский осетр сможет снабжать Россию и остальной мир ценной черной икрой.
Они извиваются в наших руках перед тем, как мы выпускаем их в самую большую реку Европы Волгу. Поймать маленьких осетров, плавающих в небольших садках, не трудно.
Директор каспийского Института рыбоводства Арсен Мирзоян с осторожным оптимизмом высказывается о возможности выращивания жизнеспособного поголовья этой ценной рыбы. Речь идет о том, чтобы содержать мальков в садках под крышей до тех пор, пока они не станут достаточно большими.
«Тогда у них больше шансов выжить», — объясняет он.
Исчезновение популяции
При распаде Советского Союза исчезло регулирование рыболовства, существовавшее в большинстве стран вокруг Каспийского моря.
В то же время власти потеряли контроль над рыболовством в главном осетровом районе — в дельте Волги, где эта река впадает в Каспийское море. Осетр стал жертвой охоты за большими деньгами. Вскоре эта рыба почти полностью исчезла.
В 2002 году Россия ввела полный запрет на коммерческое рыболовство. Сейчас черную икру можно купить только от рыбозаводных предприятий. По мнению экспертов, она не сравнима с икрой рыб, свободно живущих в Каспийском море или в большой дельте Волги дальше к северу.
«Тем не менее, я не думаю, что мы можем говорить о катастрофе», — говорит эксперт Валерий Пальцев, который 40 лет занимается регулированием ловли осетра в этой части России.
Пальцев считает, что для сохранения стада осетра делается много, но это требует времени, так как для получения икры возраст осетра должен быть приблизительно 15 лет.
Примером является сотрудничество Норвегии и России в области рыболовства
«У нас сейчас налажено хорошее сотрудничество с прикаспийскими странами», — говорит Пальцев.
Он считает, что в принципе все согласны с необходимостью осуществления ряда мер для сохранения популяции осетра и других видов рыб, живущих в самом большом озере мира.
Ветеран изучения осетра говорит, что хорошо известно сотрудничество, которое Норвегия и Россия развивали в течение многих десятилетий для регулирования рыболовства в Баренцевом море.
«Когда мы разрабатывали первые договоры о рыболовстве в Каспийском море, мы изучали опыт и договоры, заключенные между Норвегией и Россией.
Плохое качество воды — это тоже угроза
Директор института Мирзоян считает, что качество воды является такой же большой проблемой, как и браконьерство.
«80% воды, попадающей в Каспийское море, идет из Волги. Несмотря на то, что в последние годы кое-что было сделано для сокращения сбросов в реку, качество воды по-прежнему плохое», — говорит Мирзоян.
Благодаря поддержке государства и не в последнюю очередь нефтяных компаний, которые хотят показать себя сторонниками сохранения экологии, в разведение рыбной молоди в этом регионе вкладываются большие средства.
Но по-прежнему никто не может сказать, когда же снова будет разрешено заниматься коммерческой ловлей осетра.