В рамках Международного рыбопромышленного форума обсудили тему безопасности мореплавания
16 сентября на площадке Международного рыбопромышленного форума под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука состоялся круглый стол, посвящённый вопросам безопасности мореплавания. В дискуссии приняли участие начальник Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Росрыболовства Анатолий Леонтьев, заместитель начальника Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Сергей Пухов, представители территориальных управлений, руководители рыбодобывающих предприятий и другие.
В настоящее время один из концептуальных вопросов развития отечественного рыболовства заключается в формировании максимально эффективной системы управления безопасностью плавания рыболовных судов. Под безопасностью мореплавания подразумевается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на снижение риска гибели экипажа, а также потери судна и груза.
По мнению экспертов, на сегодняшний день причинами неудовлетворительного состояния безопасности являются человеческий фактор и несоответствие современным требованиям сложившейся системы управления безопасностью в российском рыболовстве. В ходе расследований аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота, сопряженных с гибелью людей, было выявлено, что одной из основных причин аварий является несоблюдение капитанами рыболовных судов основополагающих руководящих и нормативных правовых документов. Также отмечен недостаточный контроль со стороны судовладельцев за подготовкой персонала рыбопромысловых судов. Кроме того, на безопасность мореплавания значительное влияние оказывает снижение уровня технического состояния судов в результате старения флота.
«Безопасность людей превыше всего. Все, кто занимаются промыслом должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированных экипажей. Российская Федерация, как любое другое государство, принимает меры по обучению экипажей судов, плавающих под ее флагом. Судно должно возглавляться капитаном соответствующей квалификации в области судовождения, связи и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам и оборудованию судна. Особое внимание следует уделить подготовке экипажей к аварийным ситуациям и действиям по их устранению», – сказал Петр Савчук.
Одним из ключевых вопросов в ходе обсуждения являлась проблема маломерного флота, составляющего преимущественную часть рыбопромысловых судов северо-запада России, занимающихся прибрежным рыболовством, а именно регистрации судов и дальнейшего их переоформления в соответствии с новыми правилами. По словам Петра Савчука, «владельцам маломерных судов необходимо соблюдать указанные требования», но согласился, что «лишнее административное давление не должно мешать промыслу».