ВИДЕОРЕПОРТАЖ: Достаточно ли в регионе свежей рыбы?
Насколько загружены местные рыбоперерабатывающие предприятия, как обстоят дела на прибрежном промысле? Насущные для Заполярья вопросы в центре внимания депутата Мурманской областной Думы Максима Белова. Почти год, при его участии, на законодательном уровне обсуждается возможность возвращения рыбакам любителям права продажи части улова.
Максим Белов, депутат Мурманской областной Думы, председатель Комитета по экономической политике, энергетике и ЖКХ, руководитель фракции ЛДПР:
"Простой рыбак, будь он на маленькой лодочке, на маломерном судне, он сможет выйти в море, поймать эту рыбу, ну что-то распределить между своей семьей, съесть простыми словами, а что-то продать через специальные скупочные центры, хотя бы. Таким образом, формируется некая возможность экономического роста для каждого жителя севера".
Запрет установлен в 2012 году. Сейчас, по мнению Максима Белова, рыбная отрасль похожа на закрытый клуб.
Максим Белов:
"Если человек, просто например, как у наших соседей норвежцев - приехал на север, хочу заниматься рыбой, нравится мне этот ресурс, нравится мне это дело. Дед занимался, отец занимался. Государство говорит - нельзя. Ты иди в море работай на кого-то, а сам не можешь. А мы говорим о том, что нам нужно самозанятость развивать. Понимаете? Это — север. Я еще раз повторяю, сюда люди не просто так приехали изначально. И поэтому если мы говорим, что нам нужно остановить отток населения, то в первую очередь нужно говорить о том, чтобы людям дать возможность не просто работать, дать возможность самим зарабатывать. И, по крайней мере, используя те природные богатства, которые у нас есть".
Не так давно, эта инициатива была поддержана региональным парламентом. Соответствующее обращение направлено в Государственную Думу. Параллельно с этим, вопрос закрепления за рыбаками любителями права реализации излишков улова переработчикам, обсуждается на уровне парламентской ассоциации Северо-запада России.
Максим Белов:
"В сентябре этого года я выступал на заседании профильного комитета парламентской ассоциации Северо-запада, где рассказал о нашей инициативе, и было принято решение этим профильным комитетом, как раз вынести данное обращение уже на заседание парламентской ассоциации, которое пройдет в Мурманске в конце октября".
Цель - заручившись поддержкой коллег, сформировать единый фронт, который сможет активнее лоббировать интересы простых рыбаков на уровне нижней палаты парламента. Ну, а в случае принятия законодательного решения, жители прибрежных поселков смогут значительно улучшить свое благосостояние.
Максим Белов:
"Рыбаки приходят в порт, или в свою гавань, предположим — Териберка, любимое, экспериментальное место, я бы сказал. Вот, рыбак пришел в порт, что то оставил у себя, а что-то пришел и по специальной цене соответственно, продал. Дальше эти скупочные центры аккумулируют все эти ресурсы, которые привозят рыбаки, либо любители и дальше могут поставлять их на фабрики, могут поставлять их в рестораны. То же самое поставить в магазины. Население получит — вот она, выловленная сегодня, либо вчера рыба, которая оказалась у нас на столе. Сейчас это стало уже не таким обыденным делом, хотя, казалось бы, живем на севере — вот она вода, вот оно море, и там, я уверен, есть рыба. А этого не происходит".
Добыча краба - еще одна тема, по которой сегодня возникает множество разногласий. По мнению Максима Белова, ситуация абсурдная. Деликатесного биоресурса - достаточно, это подтверждают научные данные, а ловить его фактически запрещено. Вопрос обсуждается с завидной регулярностью, но пока так и не получил законодательного подкрепления.
Максим Белов:
"Самое интересное — люди страдают за то, что они поймали краба одного, две штуки, я не говорю про большие, знаете, оптовые браконьерские партии, но даже один, два краба уже суровое наказание. Это как так? Опять же возвращаюсь — если государство так относится к своему населению, которое живет здесь, то разве население захочет здесь оставаться? Нет".
Первые положительные сдвиги есть. Возможность вылова краба для собственного потребления включена в законопроект о любительской и спортивной рыбалке на уровне Госдумы России. Сторонники инициативы очень рассчитывают, что биоресурс «не уплывет» из окончательной редакции документа. Сегодня, исходя из законопроекта — право на вылов краба могут получить граждане, купившие соответствующую лицензию.
Рыболовство в масштабах области и страны. Обсуждению этой темы с прибрежниками и рыбопереработчиками, депутат Максим Белов уделяет самое пристальное внимание. Встречи проходят регулярно. Мониторинг еженедельный. Вердикт - большие рыболовные суда, находящиеся на промысле в северных широтах, зачастую обходят Мурманский порт стороной. И здесь тоже есть над чем работать в законодательной плоскости.
Максим Белов:
"Они приходят тоже в мурманский порт, потому что они обязаны, но как это происходит? Они вошли, растаможили рыбу; затаможили и повезли дальше по объективным причинам. Поэтому эта рыба сюда в порт не попадает, она не перерабатывается, соответственно не получается добавленной стоимости. Холодильники не работают, порт не загружается, соответственно большого экономического эффекта для Мурманской области, то положение в рыболовстве, которое сейчас есть, оно не приносит".
Промысловиков понять можно. Везти рыбу в Мурманск экономически не выгодно. Закупочная цена за рубежом, существенно выше. Вот и уходят треска с пикшей на Фареры, в Норвегию и Голландию.
Максим Белов:
"Нашу ситуацию в мурманском порту в основном спасают рыбаки — прибрежники. Это те самые судовладельцы, те самые рыбаки, которые ловят рыбу недалеко от берега, доставляют ее в порт в охлажденном виде. По абсолютно объективным причинам в охлажденном виде срок хранения у нее не такой большой, поэтому они вынуждены, но я уверен, общаясь с ними, что не просто вынуждены, а у них есть такая патриотическая нотка, они везут сюда эту рыбу в мурманский порт и загружают в основном наши рыбоперерабатывающие предприятия".
Но на одном патриотизме, к сожалению, по мнению Максима Белова, экономику не выстроить. Сейчас реалии таковы — рыбу к родным берегам поставляют суда прибрежного флота, базирующиеся в Мурманске. Объемы небольшие. Часть улова отправляется в другие регионы. Переработчики сетуют - холодильники наполовину пустые. Загрузка фабрики в пределах 50 процентов летом, зимой - и того меньше.
Александр Двинин, директор рыбоперерабатывающего предприятия:
"В июне месяце был СНПС (Северный научно-промысловый совет), было принято решение о выделении небольшой дополнительной квоты для прибрежного флота, что сразу отразилось на ценах на охлажденную треску и пикшу в городе. Соответственно сейчас прибрежная квота выловлена, и я думаю, что в конце года нас ожидает достаточно мало рыбы на рынке и достаточно высокие цены. Это скажется и на потребительских ценах в магазинах и, безусловно, на загрузке перерабатывающих мощностей предприятия".
По мнению переработчиков, в первую очередь акцент необходимо сделать на стимулировании рыбаков на поставку охлажденки. Мурманск – портовый город. Это выгодно отличает его, к примеру, от центра России, куда рыбу приходится доставлять в замороженном виде.
Александр Двинин:
"Безусловно, мы общаемся с депутатами областного парламента, доносим до них свою позицию, слышим определенный отклик и знаем, в общем то о той работе, которую они ведут здесь — с правительством Мурманской области и с федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Мы надеемся, что данная работа принесет пользу, как для нас – работников данной отрасли, так и для населения области и страны".
Максим Белов:
"Если мы говорим о развитии мурманского порта, необходимо применение, каких-то новых мер, дополнительных для стимулирования как раз прибрежного рыболовства, простым языком говоря, нужно увеличивать им квоту, прямо волевым решением. Тогда у нас ситуация значительно улучшится".
По мнению Максима Белова, квота прибрежников в 27 тысяч тонн - ничтожно малый объем. Сами рыбаки говорят, что могут доставить к родным берегам гораздо больше. Но этот вопрос лежит в законодательной плоскости. Соответствующие предложения направлены в Государственную Думу.
"Нашу ситуацию в мурманском порту в основном спасают рыбаки — прибрежники. Это те самые судовладельцы, те самые рыбаки, которые ловят рыбу недалеко от берега, доставляют ее в порт в охлажденном виде. По абсолютно объективным причинам в охлажденном виде срок хранения у нее не такой большой, поэтому они вынуждены, но я уверен, общаясь с ними, что не просто вынуждены, а у них есть такая патриотическая нотка, они везут сюда эту рыбу в мурманский порт и загружают в основном наши рыбоперерабатывающие предприятия".
Не хочется, но сомневаюсь, что в нашу денежную эпоху есть такая патриотическая нотка у поставщиков.
"привозят рыбаки, либо любители и дальше могут поставлять их на фабрики, могут поставлять их в рестораны. То же самое поставить в магазины" - вот что люди говорят? Не ведая что надо сделать и как оснаститься, чтобы это исполнять (не нарушая Закон о ТР, например)... Нужны спец.тара - под охлажденку, лед чешуйчатый (сам по себе - плевый продукт - по исполнению, но ледогенератор денех стоит: либо надо ставить на каждый борт, либо централизованно - но ХК нужны и опять же тара), рыбу надо сортировать, шкерить, пересыпать льдом - да чего объяснять - в Ютьюб смотрите как работает Цукидзи... Документы надо правильно выписывать: и Меркурию подключиться не забыть... "Везти рыбу в Мурманск экономически не выгодно. Закупочная цена за рубежом, существенно выше" - точка! Все этим сказано!
"Документы, соответствующие новому рыбному регламенту на эту рыбу не сделать" - вооооот! Это уже по-нашему. по-бразильски! (с)
"я правильно закончил?" - да черт его знает? Вона Казаченко в России закончил не очень... Заново жизнь начинает-бизнес поднимает... Таперича на грибах))) Привет мне передавал через знакомцев... Все то же, но не там же - трошки южнее - и возраст не тот уже... Но дети подросли - опора отцу (наверное)... Вернуться то, вероятно, уже можно - да денег уже нет поди...
Так что с окончанием надо быть осторожнее, Вячеслав!))) Вы кстати, ближе к Казаченке, чем ко мне... Та что Вам особливо над над окончанием работать!(
" Кроме того, ежегодно, порядка 3-4х месяцев в году, благодаря массовым поставкам охлаждённой рыбы, цена на неё падает. В этом году, на треску с 190 до 130-140 руб/кг, а на пикшу со 125 до 105 руб/кг. "