Александр Ткачев о ценах на продовольствие и о том, какие продукты станут новым брендом России
Заметна и такая тенденция: последние годы более доступные по цене продукты дорожали медленнее, а более дорогие - быстрее, например, говядина. Как-то нужно выравнивать этот дисбаланс?
Александр Ткачев: Есть только один способ сдержать рост цен - наращивать объемы производства, чтобы росло предложение. Например, цены на курицу, свинину, подсолнечное масло, как я уже говорил, повышаются незначительно и даже снижаются потому, что в последние годы серьезно вырос объем производства этих товаров. Инвесторы пришли в этот сектор, который позволяет быстро нарастить производство востребованной продукции и получить прибыль. В том же свиноводстве полный цикл производства укладывается в один год.
В производстве говядины ситуация иная. Требуются существенные инвестиции с более длительным сроком окупаемости. Сейчас по птице и свинине уже заметно насыщение рынка. Поэтому инвестиции пошли в мясное и молочное скотоводство. По мере роста объемов производства будет выравниваться и ситуация с ценами.
Что касается рыбы, то нужно развивать аквакультуру, поскольку естественные ресурсы морей и рек ограничены. Изменения уже есть. Если до 2014 года аквакультурой в России занималось около 1,5 тысячи предприятий, то по итогам 2016 года их количество выросло до 3,5 тысячи. Соответственно, вырос и объем производства до 174 тысяч тонн.
Сможем мы выйти на новые рынки сбыта сельхозпродукции в ближайшее время?
Александр Ткачев: Мы уже торгуем со 140 странами мира и постоянно расширяем географию поставок, выходим на новые рынки. Главная задача - диверсификация поставок и увеличение доли готовой продукции. Мы заинтересованы в поставках не только зерна, а также мяса, сахара, других продовольственных товаров и будем их увеличивать. Уверенно осваиваем рынки таких отдаленных стран, как Бангладеш и Нигерия. Развиваем отношения с Латинской Америкой.
В России создадут интерактивную карту регионов, которая представит туристам уникальные продукты питания и блюда нашей страны
Возврата нет
В развитии сельскохозяйственной отрасли существенную роль сыграли государственные субсидии и заемные средства. Но если ранее привлеченные аграриями кредиты частично обесценивались сами собой из-за инфляции, то теперь ситуация изменилась. В условиях низкой инфляции кредитная нагрузка на сельхозпредприятия вырастет?
Александр Ткачев: Снижение инфляции - это вызов не только для аграриев, это вызов для всей экономики. У нас и бизнес, и банки годами привыкли закладывать издержки в рост цен или в высокие ставки. Теперь прятать издержки в проценты инфляции больше не получится. Всем придется работать над повышением эффективности.
Еще одна угроза, о которой постоянно говорят - отмена контрсанкций и доступ на наш рынок импортного продовольствия.
Александр Ткачев: Пока, как известно, санкции в очередной раз продлены, действуют и российские контрсанкции. Но их отмена уже не сможет вернуть ситуацию в 2014 год.
За последнее время отрасль сделала качественный рывок. Возвращение европейского импорта, конечно, может оказать давление на цены и снизить доходность российских предприятий. Однако зарубежные поставщики уже не смогут вернуть себе те объемы поставок, которые были у них раньше. Их место теперь занято российскими производителями, так что я бы не драматизировал ситуацию.
20 процентов - на столько за восемь месяцев этого года вырос экспорт продукции российского АПК. Он достиг 12 миллиардов долларов. Экспорт сахара вырос в 35 раз, свинины - на 80%, подсолнечного масла и мяса птицы - на 36%
А как быть с инфраструктурой? Специалисты отмечают, что возможности хранения, переработки, транспортировки, перевалки сельхозпродукции уже отстают от существующих потребностей.
Александр Ткачев: Вопросы по инфраструктуре есть, но в целом она развивается вместе с расширением производства. Самым важным направлением на данный момент является создание товаропроводящей инфраструктуры: оптово-распределительных центров, овощехранилищ, элеваторов, экспортных терминалов.
Их строительство поддерживается государственными субсидиями. Например, новые зерновые терминалы - Забайкальский и Зарубинский строятся на Дальнем Востоке. В Приморье запущен проект по созданию агрологистического хаба. Он позволит не только отправлять на экспорт продукцию из Сибири и Европейской части страны, но и облегчит доставку дальневосточной рыбы в центральные регионы России.
Бренды России
Омуль, мед и пряник
Рынок насыщен продуктами питания, и на первый план стали выходить вопросы качества. В какой стадии находится законопроект об органической продукции, который разрабатывает минсельхоз? Что от его принятия получат сельхозпроизводители и потребители?
Александр Ткачев: Качество действительно становится важным фактором выбора продуктов питания для многих россиян. На этом стараются сыграть некоторые производители. Они безосновательно маркируют свою продукцию как "органическая", "экологическая", "биологическая" и вводят потребителей в заблуждение.
Пресечь это невозможно, пока у нас отсутствует закон об органической продукции. Кроме того, мы не можем такую продукцию активно экспортировать. Поэтому минсельхоз разработал законопроект об органической продукции.
Документ предусматривает создание единого государственного реестра, в который будут включаться сведения о производителях и видах органической продукции. На этой неделе мы завершили согласование законопроекта со всеми заинтересованными ведомствами и буквально на днях внесем его в правительство.
Какие гастрономические бренды Россия сегодня может предложить своим и зарубежным туристам?
Александр Ткачев: В России есть немало известных и популярных марок, привязанных к региону происхождения: вологодское масло, адыгейский сыр, байкальский омуль, башкирский и алтайский мед, тульский пряник, цимлянское вино, многие другие. Пока они известны в основном внутри страны, но есть серьезный потенциал для их презентации за рубежом. Сегодня продвижение гастрономических брендов - мировая тенденция. На тяге людей к качественным продуктам питания с защищенным географическим наименованием выросла целая отрасль гастрономического туризма. Достаточно вспомнить вино Бордо, пармскую ветчину и многое другое. Такие продукты активно приобретаются туристами и экспортируются производителями. Продаются такие продукты в среднем в два раза дороже за счет высокого стандарта качества и широкой известности. Мировой объем рынка продуктов с географическими наименованиями превышает 150 миллиардов долларов США.
Мы активно поддерживаем развитие индустрии производства продуктов с защищенным географическим наименованием. Минсельхоз разработал проект концепции продвижения такой продукции. Ее реализация позволит увеличить экспорт продукции с защищенным географическим наименованием до 27 миллиардов рублей к 2025 году. В этом году для продвижения российской сельхозпродукции на зарубежных выставках широко представлены демонстрационные и дегустационные стенды российских продуктов питания.
Министерство сельского хозяйства также поддерживает проект "Гастрономическая карта России", который реализует Федеральное агентство по туризму в рамках национальной стратегии продвижения экспорта, бизнеса и культуры "Сделано в России".
Будет создана единая интерактивная карта, которая охватит различные регионы и представит россиянам и зарубежным путешественникам уникальные продукты питания, блюда и кулинарные традиции с географической привязкой.
"Какие гастрономические бренды Россия сегодня может предложитьсвоим и зарубежным туристам?
Александр Ткачев: В России есть немало известных и популярных марок, привязанных к региону происхождения: вологодское масло, адыгейский сыр, байкальский омуль, башкирский и алтайский мед, тульский пряник, цимлянское вино, многие другие."
Омуль-хороший выбор)) сразу вспоминаются наши другие бренды: черная икра и осетрина))
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите