«Форточка» для браконьерских крабов в КНДР пока открыта
Во исполнение резолюции Совета безопасности ООН Китай запретил импорт морепродуктов из Северной Кореи. Это отразилось на структуре поставок крабовой продукции, незаконно добытой в России.
Заключив с нашей страной соглашения о противодействии ННН-промыслу, Южная Корея, Япония, Китай и США ужесточили проверку крабопродукции, импортируемой из России. В результате одним из каналов поставок нелегально добытого российского краба стала Северная Корея.
Хотя Россия и КНДР также достигли соглашения о совместной борьбе с ННН-промыслом, северокорейские порты превратились в базы для перевалки браконьерского улова. Получателями краба здесь обычно являлись китайские компании, работающие в специальной экономической зоне Расон. Они переправляли сырец в КНР либо сначала перерабатывали и отгружали в Китай готовую продукцию.
В 2016 году из Северной Кореи в Китай поступило более 5,4 тысячи тонн мороженой крабовой продукции. За первые семь месяцев 2017-го китайский импорт мороженого краба из КНДР составил 6 100 тонн. Хотя все понимают, что такого количества крабов Северная Корея не добывает и даже официально не импортирует. При этом российские поставки аналогичной продукции в КНР ограничились всего 650 тоннами.
Этим летом Китай ввел запрет на импорт морепродуктов из Северной Кореи, однако поступающие из КНДР моллюски и крабы по-прежнему продаются на китайских рынках. Центром торговли стал приграничный город Даньдун, куда ежедневно через реку Ялу контрабандно ввозятся тонны морепродуктов.
Китайские пограничники патрулируют реку только в дневное время, оставляя ночью на границе маленькую «форточку». Таким образом, местные власти обеспечивают рабочие места в торговле и рыбопереработке.
Впрочем, масштабы таких поставок явно несопоставимы с теми объемами, которые Китай официально импортировал из Северной Кореи до закрытия границы.
По материалам Дальневосточного центра региональных исследований